Ирина Панкратова Все статьи автора
29 ноября 2017, 11:14 16426

Кто претендует на роль концессионера трамвая в Славянку за 25,9 млрд рублей

Россия. Санкт-Петербург. Трамваи на Петергофском шоссе.
Россия. Санкт-Петербург. Трамваи на Петергофском шоссе.
Фото: Ваганов Антон Купить фото

Среди претендентов на концессию по строительству трамвая в Славянку за 25,9 млрд рублей оказались топ-менеджер братьев Ротенбергов, провалившая аналогичный проект компания "МК-20СХ", банк ВТБ и петербургский дорожностроительный подрядчик "АБЗ-Дорстрой". Игроки рынка делают ставку на первого из претендентов.

На роль концессионера строительства трамвайной сети между станцией метро "Купчино" и поселками Шушары и Славянка за 25,9 млрд рублей претендуют пять компаний, рассказали в комитете по инвестициям.

Компания "Ник" выдавливает бывшего подрядчика "частного трамвая" с рынка строительства трамвайных путей

Компания "Ник" выдавливает бывшего подрядчика "частного трамвая" с рынка строительства трамвайных путей

1826
Николай Менделев

Среди претендентов оказалась совместная компания топ-менеджеров из структур братьев Ротенбергов и "МК-20СХ", ранее отстраненная от схожей концессии по строительству трамвая в Красногвардейском районе. Именно этих партнеров считают главными претендентами на победу.

Что будут строить

Проект скоростного трамвая от станции метро "Купчино" до Славянки через Шушары в Смольном одобрили в начале июля. По нынешнему соглашению, инвестору предстоит привлечь 25,9 млрд рублей. Летом речь шла о меньшей сумме — 20,6 млрд рублей.

Инвестор должен разработать градостроительную и проектную документацию, построить трамвайную линию и депо, купить 22 трамвая и, наконец, эксплуатировать сеть.

Длина трамвайных путей составит 13,5 км. По расчетам чиновников, от Купчино до Славянки можно будет добраться за 40 минут. Появление такой ветки особенно актуально, учитывая активную застройку Шушар и Славянки.

Попал под трамвай. Заместитель генерального директора "Группы ЛСР" Борис Мурашов покидает компанию на фоне скандала

Попал под трамвай. Заместитель генерального директора "Группы ЛСР" Борис Мурашов покидает компанию на фоне скандала

44184
Ирина Панкратова, Николай Менделев

Соглашение собираются подписать в следующем году, ориентировочно весной. Оно будет действовать 30 лет. Максимальные затраты, которые может понести подрядчик, — 89,6 млрд рублей. Результаты отбора заявок огласят уже в начале декабря.

Главный претендент

На участие в концессии претендуют пять компаний — ООО "Третья концессионная компания", ООО "Трамвайные пути Северной Столицы", АО "Макиол Иншаат Санайи туризм Ве Тиджарет А.Ш.", ООО "БалтНедвижСервис" и ООО "АйСиЭйЛТ". Все заявки, как отмечают в комитете по инвестициям, соответствуют требованиям конкурса.

Собеседники "ДП" в Смольном называют главным претендентом на победу Третью концессионную компанию. Ее бенефициарами считаются братья Ротенберги.

Компания была зарегистрирована в конце 2016 года в Ленобласти. Руководитель фирмы Александр Исаков также ранее возглавлял Вторую концессионную компанию и Четвертую концессионную компанию, а сейчас руководит Пятой, Шестой и Седьмой концессионной компанией. Они были созданы в течение последнего месяца и пока никакой деятельностью не отметились. Все эти юрлица объединены головной фирмой "ПФ "ВИС".

Сейчас у ПФ "ВИС" есть пять действующих ГЧП-проектов с капиталоемкостью 180 млрд рублей: строительство детсадов и школ в Ямало-Ненецком автономном округе, железнодорожной линии Бованенково — Сабетта в том же регионе, крупнейшего в России перинатального центра в Сургуте, детсадов, школ и домов культуры в Якутии, а также трассы в обход Хабаровска.

Владельцы ПФ "ВИС" — Игорь Снегуров (44,5%), Евгений Скрябин (6,5%), а также АО "УК ВИС" (49%). Собственники последнего, в свою очередь — Дмитрий Рябов и Игорь Снегуров. Рябов и Снегуров — топ-менеджеры из структур братьев Ротенбергов. Дмитрий Рябов с 2011 года работает гендиректором "ТЭК Мосэнерго", основным акционером которого ранее был миллиардер Аркадий Ротенберг. Позже он продал долю своему сыну Игорю Ротенбергу. До этого, с 2008 года, Рябов возглавлял "Ленэнерго". Также с 2007 года он входит в совет директоров "МРСК Волги". Игорь Снегуров — владелец крупного подрядчика "Газпрома", компании "Вега-Газ", разработчика и поставщика систем автоматизации для предприятий топливно-энергетического комплекса.

В Третьей концессионной компании у ПФ "ВИС" доля 90%. Партнером ВИС в этой концессии выступает петербургская "МК-20СХ" с долей 10%. "МК-20СХ" — некогда крупнейший подрядчик по ремонту и строительству трамвайных путей с годовым оборотом более 1 млрд рублей.

Однако в этом году компания потеряла контракт на схожий проект — контракт с "ЛСР Строем", концессионером строительства трамвайной линии в Красногвардейском районе, от станции метро "Ладожская" до территорий бывшего аэропорта Ржевка. После этого компания "МК-20СХ", похоже, оказалась в плачевном положении. Как рассказывала "ДП" ее гендиректор Наталья Пекина, собственникам пришлось отдать свои доли подконтрольному "Роснефти" Всероссийскому банку развития регионов (ВБРР), который санирует банк "Пересвет". В "Пересвете" "МК-20СХ" брала гарантию под свои работы для "ЛСР Строя". На фоне этих событий "Группу ЛСР" покинули два топ-менеджера — Александр Вахмистров и Борис Мурашов. Ранее "ДП" уже подробно рассказывал об этом.

В подобной ситуации "МК-20СХ", должно быть, будет непросто выступать в роли концессионера многомиллиардного проекта. Вероятно, вклад компании будет заключаться в использовании производства рельсового профиля и других деталей для железных дорог и трамвайных путей во Всеволожском районе Ленобласти (АО "Завод путевых конструкций").

Есть и другие желающие

Не менее интересны и другие претенденты на концессию. Судя по тому, что все компании были зарегистрированы параллельно с разработкой условий конкурса, переговоры с ними шли заранее.

Так, один из претендентов, ООО "Трамвайные пути Северной столицы" — партнерство ПАО "Банк ВТБ" (контролирует 49% через цепочку юрлиц) и предпринимателя Сергея Степанищева (контролирует 51% через ООО "Сест Инфраструктурный Консалтинг"). "Сест Инфраструктурный Консалинг" до мая 2016 года была "дочкой" международной консалтинговой группы COWI, сооснователем которой выступал Степанищев, а затем стала самостоятельной структурой.

Еще один претендент на концессию — ООО "БалтНедвижСервис". Контрольный пакет 80% в компании принадлежит Наталье Яковлевой через ООО "Балттехстрой" (80%). Ранее она работала в ГК "АБЗ-1" Владимира Калинина. Еще 10% в "БалтНедвижСервисе" принадлежит "АБЗ-Дорстрою", крупной петербургской дорожностроительной компании, которая входит в "АБЗ-1". Наконец, еще 10% принадлежит ЗАО "Стройкомплектсервис" (10%), связанному с "Балттехстроем". Интересно, что до осени доля в "БалтНедвижСервисе" была у компании "НиК", основного конкурента упомянутой выше "МК-20СХ". Сейчас "НиК" завершает работы на трамвайной линии в Красногвардейском районе, где неудачно пытался работать "МК-20СХ". 

На концессию претендуют и несколько зарубежных подрядчиков. У турецкого подрядчика "Макиол Иншаат Санайи туризм Ве Тиджарет А.Ш." в России, по данным СПАРК, есть только филиал в Москве. В прошлом году компания претендовала на концессию по строительству Большой Алматинской кольцевой автодороги в Казахстане.

ООО "АйСиЭйЛТ", зарегистрированное в начале октября 2017 года, на паритетных началах принадлежит итальянской "Асталди", которая уже не раз работала на российских стройках, в частности, строила Западный скоростной диаметр и трассу М-11, и турецкой "Идж ичташ иншаат санайм ве тиджарет аноним ширкети".

Новости партнеров
Реклама