Хорошо забытое старое. Как то, что должно было стать ненужным, стало популярным

Автор фото: pixabay.com

Sony, закрывшая завод по производству грампластинок еще в 1989 году, теперь возобновляет собственное производство вновь ставшего востребованным винила. "ДП" вспоминает, какие еще вещи, которым полагалось кануть в Лету, вдруг вновь обретали сумасшедшую популярность.

Компания Sony объявила о своих планах к 2018 году возобновить собственное производство виниловых пластинок. Отказаться от заводов по производству такого музыкального носителя в Sony решили еще в 1989 году, когда мир почти полностью захватил новый для того времени формат компакт-дисков.
Тогда казалось, что все идет к тому, что пластинки станут совершенно ненужным носителем: их продажи лишь шли на убыль, в то время как спрос на кассеты и компакт-диски рос. Но примерно через десятилетие музыкальная индустрия столкнулась с кризисом, в котором производители винили пиратов. Тем временем падение продаж почти не коснулось рынка винила, а к 2008 году спрос на пластинки даже начал расти. Сейчас Ассоциация звукозаписи США рапортует о том, что продажи винила год от года только растут, а в Японии единственный завод, где производят пластинки, не справляется с удовлетворением имеющегося спроса на эту продукцию. Тем временем виниловые пластинки далеко не единственный товар, который по всей логике должен был давно стать ненужным, а в итоге внезапно обрел такую популярность, будто более современных аналогов и вовсе никто не выпускал.
В Великобритании поклонники винила отмечают День магазинов грампластинок походом в эти самые магазины.
Автор: globallookpress.com

Фотокарточка от Путина

Поклонники ломографии — движения фотолюбителей, которые своей целью ставят запечатлеть жизнь такой, какая она есть, используя для этого пленочные фотоаппараты, — сделали популярными не только продукцию ленинградского завода "ЛОМО". К слову, адептам этого увлечения даже удалось ненадолго продлить век этого самого завода.
Фотоаппарат "ЛОМО Компакт-Автомат", ставший настоящим символом движения ломографистов.
Автор: wikipedia.org
История возрождения интереса к аналоговой фотографии началась тогда, когда аналоговые форматы фотосъемки еще полностью не отошли на второй план. В начале 90-х австрийские студенты Матиас Фигль и Вольфганг Странцингер во время путешествия по Праге купили в комиссионном магазине фотоаппарат Lomo Compact Automate, вероятно выбрав его из-за очень низкой цены. Путешественники решили, что раз покупка была спонтанной, то и снимать с ее помощью они будут что попало. В итоге так называемая съемка "от бедра" стала одним из 10 принципов ломографии — движения, в которое в итоге вылилась выставка фотографий вернувшихся из поездки Фигля и Странцингера. Со временем адептов нового творческого движения становилось все больше, а не слишком популярных на родине фотоаппаратов Lomo в Европе на всех уже и подавно не хватало. В середине 90-х Матиас Фигль и Вольфганг Странцингер даже попытались связаться с Ленинградским оптико-механическим объединением. Говорят, что отправленный ломографистами факс с предложением выкупить целую партию фотоаппаратов Lomo на заводе, дела которого шли далеко не в гору, получили 1 апреля и просто приняли за шутку. Однако в итоге договориться о покупке партии фотокамер все-таки удалось. Есть даже версия, что переговорам лично содействовал Владимир Путин, занимавший тогда пост заместителя мэра Петербурга. Видимо, в связи с этим кое-где даже можно найти упоминания президента РФ как "отца русской ломографии".

Весь этот хлам

В 2004 году ЛОМО в Петербурге все-таки прекратил выпуск так полюбившихся ломографистам фотоаппаратов, зато в Китае почти тут же взялись за выпуск очень похожего LOMO LC A+. Похожая судьба была и у другой пленочной фотокамеры Diana. Он тоже заинтересовал поклонников ломографии, и в 2000-х снятые с производства "Дианы" начали выпускать в том же Китае под брендом Diana F+.
Еще один фотоаппарат, который вернули к жизни ломографисты - Dianа.
Автор: wikipedia.org
Позже увлечение ломографией вышло на совершенно новый уровень: до принципов, рожденных на свет австрийскими студентами в 90-е, дорвалась современная молодежь и, прочитав их наискосок, начала снимать на любые пленочные аппараты. В Сети в тот момент появилось множество советов, как, например, пожарить пленку, чтобы получить нужный эффект на снимке.
За повышенным интересом к пленочным фотокамерам последовало и увлечение аппаратами моментальной съемки вроде Polaroid. Правда, сам Polaroid еще в феврале 2008 года объявил о том, что прекращает выпуск кассет для фотоаппаратов моментальных снимков собственной марки. Пик популярности таких аппаратов пришелся на 90-е, и к нулевым о них почти все уже забыли, так что решение компании, испытывающей серьезные финансовые трудности, выглядело более чем очевидным. Правда, трое энтузиастов подумали иначе. В том же году Флориан Капс, Андре Босман и Марван Саба выкупили оборудование у Polaroid и взяли в лизинг одно из старых производственных помещений компании. В 2010 году основанная Капсом и его партнерами компания Impossible Project начала выпуск картриджей для фотоаппаратов Polaroid, и к концу года продали, если верить пресс-релизу компании, 500 тыс. комплектов для моментальной съемки. В первый год оборот компании составил $4 млн.
В отличие от Polaroid, Fujifilm решила не отступаться от выпуска аппаратов моментальной съемки, даже тогда, когда, казалось, весь мир интересовали только цифровые камеры. Пожинать плоды своей верности этому формату компании, на период 2008-2010 годов оставшейся почти единственным крупным производителем фотокамер моментальной съемки и комплектующих, пришлось уже в 2014 году. Тогда модель Instax Mini 8 опередила по количеству проданных единиц флагманский Fujifilm X-T1 и его конкурента Sony а7R. В 2016 году Fujifilm сообщил что продажи фотоаппаратов моментальной съемки Instax по итогам предыдущего фискального года достигли 5 млн (для сравнения: в 2004 году было продано всего 100 тыс. штук камер этой модели). В том же году фотоаппарат собственного производства выпустили и в Impossible project.  

Сомнительная реинкарнация

Успехи производителей аналоговых фотокамер и виниловых пластинок, видимо, вдохновили на реинкарнацию когда-то популярных гаджетов и тех, кто не имел отношения к музыкальному рынку и выпуску фотопродукции. Так, в 2016 году компания Nintendo решила возродить некогда невероятно популярную игру Super Mario и выпустила ее версию для смартфонов. Критики оценили новую (на самом деле не так уж хорошо забытую старую) игрушку, а всего за неделю мобильную версию Super Mario скачали 50 млн раз. Не таким оглушительным был успех от попыток компаний Nintendo и Sega перевыпустить популярные в 80-х и 90-х приставки NES и Mega Drive.
В 2017 году Nokia объявила о перевыпуске легендарной флагманкой модели.
Автор: globallookpress.com
В начале 2017 года владельцы бренда Nokia объявили о перевыпуске своей культовой модели 3310. Выпуск телефона, по функционалу незначительно отличающегося от кирпича, если сравнивать его с современными гаджетами, выглядел настолько нереалистично, что поначалу анонс чуть было не приняли за шутку, однако в конце февраля на выставке в Барселоне Nokia действительно показала реинкарнацию своей самой неубиваемой модели. Перевыпущенный гаджет, правда, многих скорее разочаровал: кнопочный телефон с цветным дисплеем скорее вызывал недоумение, а не чувство приятной ностальгии.