Прибыль в мелочах: как повысить рентабельность

 

Автор — руководитель направления "Экономика компании" ГК "Институт тренинга — АРБ Про"
Хотели бы вы иметь высокую рентабельность бизнеса при конкурентоспособных ценах? Думаю, ответ положительный. Хотят этого все, но не у всех получается. Почему?
Одна из причин — сложившаяся практика работы с затратами. Компании не решаются экономить на значимых элементах себестоимости, чтобы не уронить качество предложения, не потерять способность конкурировать. При этом компании не занимаются и мелкими статьями затрат, потому что "там копейки".
Однако и транснациональные гиганты, и даже люксовые бренды не стесняются заниматься мелочами: спрессовывать использованную упаковку и макулатуру, сортировать и продавать отходы производства, печатать на обеих сторонах листа бумаги, регулировать командировочные расходы.
Копейка там, цент здесь — и получаются многозначные суммы экономии. А я знаю относительно небольшие компании, к каждому совещанию распечатывающие пачки презентаций, которые потом выбрасывают.
Малый и средний бизнес попадает в замкнутый круг. Понимая, что большого эффекта от экономии на мелочах не получить, компании вовсе ими не занимаются, несмотря на скромные доходы. Сложившийся стереотип "мы этим не занимаемся, потому что там копейки" мешает увидеть ситуацию наоборот: там копейки, потому что мы этим не занимаемся. Как правило, работы и задач всем хватает, и о мелочах думать не хочется.
Большие цифры складываются из множества маленьких сумм. Экономия в миллиард евро, которой компания Danone планирует добиться в ближайшие 3 года, будет получена не от одного волшебного мероприятия, а благодаря целой программе действий по оптимизации коммерческих и управленческих расходов. Я уверена — в поисках миллиарда они заглянут в каждый уголок, в каждую коробку с канцтоварами.
Как определить, стоит ли заниматься мелкими расходами? Возьмите сумму прибыли компании за год. Сколько тысяч рублей нужно найти, чтобы прибыль выросла на 1%? Вот с этой суммой и нужно сравнивать возможную выгоду от оптимизационных мероприятий, например от регулирования расходов на печать внутренних документов.
Экономия, сравнимая с 1% от годовой прибыли, — уже не мелочь. Работа с мелкими расходами помогает поставить важный навык — находить новые решения для привычных задач, выбирать поставщиков, торговаться, учитывать и анализировать расходы. Все это пригодится при охоте на крупную рыбу — основные статьи затрат.