Дождались: пассажирские перевозки приносят прибыль

Автор фото: Ковалев Петр

 

Протекционистская политика Смольного на рынке пассажирских перевозок наконец–то начала приносить плоды. ГУП "Пассажиравтотранс" сообщило на минувшей неделе о финансовых результатах за 2016 год. О чудо! Впервые за долгие–долгие годы ГУП получило прибыль — 240 млн рублей. Эта прибыль — пример неэффективного распределения средств налогоплательщиков. Раньше такой неэффективности Смольный не обнаруживал.
Конечно, если бы не городские субсидии, то никакой прибыли у "Пассажиравтотранса" не было бы, а красовался бы убыток почти в 4 млрд рублей. Но в государственном предприятии смело считают прибылью часть неизрасходованных бюджетных субсидий. Прибыль в данном случае говорит лишь о том, что город переплатил "Пассажиравтотрансу". Мог бы потратить 240 млн рублей на благие цели, например на здравоохранение, образование. А еще лучше — на организацию движения городского транспорта.
Почему "Пассажиравтотранс", получающий от города помимо субсидий еще и преференции в маршрутной сети, не может жить без господдержки, совершенно непонятно. Волею судеб пришлось мне как–то ехать с Лесного проспекта в центр города не на машине, а на общественном транспорте.
Первое, что сильно меня удивило, так это стоимость проезда на автобусе от станции метро "Лесная" до "Выборгской". "Лесная" закрылась на реконструкцию, и городские власти, декларирующие заботу о горожанах, организовали автобусное движение — "Пассажиравтотранс" открыл временный маршрут № 1МА.
Все отлично, но только за пару километров проезда между двумя станциями перевозчик взимает плату по стандартному тарифу — 40 рублей (с "Подорожником" дешевле). Самое удивительное, что частные перевозчики, также доставляющие граждан от "Лесной" до "Выборгской", берут за проезд не больше 30 рублей.
Как бы там ни было, но теперь затраты граждан, вынужденных пользоваться этим маршрутом, возросли почти вдвое: то есть если человек ездит в этом направлении каждый рабочий день, то в месяц на поездки туда и обратно он потратит более 3,2 тыс. рублей вместо 1,8 тыс., как было до закрытия "Лесной". Оборот "Лесной" до закрытия превышал 1 млн пассажиров в месяц. Иными словами, "Пассажиравтотранс" может рассчитывать на 30–40 млн рублей дополнительного дохода в месяц при минимальных затратах.
В комитете по транспорту подсчитали, что организация бесплатного автобусного движения потребует из городского бюджета 29,1 млн рублей. А у города лишних денег нет. Ну взяли бы их из прибыли ГУПа, почему нет? Это не единственный пример появления у городского перевозчика суперприбыльных маршрутов. Городские власти не гнушаются отнимать выгодные маршруты у частников и передавать их госкомпании. Об этом "ДП" писал много раз. Вспомним еще про то, что подвижной состав "Пассажиравтотрансу" покупается за счет городской казны. Частным же перевозчикам Смольный регулярно сокращает субсидии, но они как–то умудряются наращивать обороты, обновлять подвижной состав и при этом держать цены на некоторых маршрутах ниже, чем у госкомпании. Может, городу уже пора отказаться от ущербной модели государственного общественного транспорта? И довериться частным перевозчикам, а не наращивать бесполезные расходы бюджета на содержание неэффективного государственного монстра "Пассажиравтотранс".