Handmade по-русски: ручной труд не задаром

 

В отличие от многих стран, где творческие индустрии развиваются не только по вектору многообразия, но и финансово, в России отношение к handmade по–прежнему остается снисходительным. Причем молодые люди, пробующие себя в творческом предпринимательстве, ментально болтаются между "почти задаром" до шальных миллионов.
С одной стороны, они видят пример успешных блогеров или художников, зарабатывающих до полумиллиона в месяц, и уже предчувствуют легкие заработки, исходя из фундаментального во все времена соображения "а чем я хуже?", с другой стороны, им, как и всем нам, твердо вбили в голову, что сделанное руками ничего не стоит, такое изделие либо дарят, либо отдают просто так.
По моим многолетним наблюдениям, состояться handmade–предпринимателю мешают две вещи — неготовность развивать личную ответственность за каждый процесс своего бизнеса и упорные попытки развивать бизнес и создавать шедевры в одиночку. Большинство творческих предпринимателей сосредотачиваются на производстве, забывая о продвижении, написании текстов, фотографировании изделий. Эта часть работы делается, как правило, самотеком, кое–как.
Казалось бы, проще перепоручить часть процессов: либо обучить секретам мастерства другого человека и самому развивать бизнес, либо объединиться со способным менеджером.
Эти проблемы я испытала на себе. Самый главный кризис на новом поприще — handmade–бизнесе, который я развиваю с 2009 года (а я начинала с открыток ручной работы), случился из–за моего неумения делегировать обязанности. Хватаясь за то и другое, я довела себя до творческого и физического кризиса. Аналогичные проблемы были и у слушательниц моих вебинаров. Они пишут, что, отвечая на письма своих заказчиков, чувствуют, что тратят время впустую, забирая его у творческого процесса. В итоге они много работают, страдают от нехватки времени и при этом ничего не зарабатывают.
Сейчас лучшее время для творчества. Мы располагаем всеми инструментами для успешного развития бизнеса — от дистанционных платежей до средств продвижения в соцсетях. А также поддержкой крупных компаний, которые увидели наконец ресурс в handmade. Даже на уровне подарков для сотрудников. Планшеты и айфоны многократно подарены, и если handmade–бизнесмен сможет в этой ситуации правильно и выразительно подать себя и свой продукт, он обязательно получит свой контракт на миллион.
К сожалению, никто не считал объем handmade–рынка в России. Примерные оценки "на глаз" находятся в диапазоне от 30 млрд до 60 млрд рублей. Объем мирового рынка handmade по причине его рассредоточенности тоже сложно подсчитать. Согласно Британскому исследованию, покупателями товаров этой категории в 2015 году стали 48,8 млн человек, а объем продаж составил 1,39 млрд фунтов стерлингов, продемонстрировав рост более чем на 50% за 5 лет.
По данным из открытых источников о странах — лидерах потребления handmade, доля Великобритании составляет около 10%, соответственно, можно предположить, что объем мирового рынка в 2015 году составил $20 млрд.
Автор - основательница движения "Жизнь как творчество"