Почему доверие к управляющему — это главная инвестиция в будущее

Автор фото: Дресвянин Андрей

Соучредитель и гендиректор "Виньон" Петр Грек объясняет, почему доверие к управляющему — это главная инвестиция в будущее.

В период кризиса проблема отношений собственника и наемного топ–менеджера (которые довольно часто перестают друг другу нравиться уже через полгода совместной работы) особенно важна для существования компании.
Истоки проблемы взаимоотношений идут из нашего общего прошлого. Большинство нынешних компаний родом еще из 1990–х годов, успехи тех времен их собственники приписывают исключительно себе, хотя они, конечно, немалые. Но была и еще одна причина коммерческих побед — рынок был почти пуст. На нем сложно было не расти. Переносить прошлый опыт на текущую ситуацию неправильно и более того — опасно для компании.
Собственное эго владельцев бизнеса и их эмоциональная незрелость проявляются в неспособности отдать власть в руки наемных менеджеров, даже обладающих доказанным успешным опытом. Отсюда постоянные попытки собственников влезать во все оперативные вопросы и неумение сосредоточиться на главном — выработке стратегических целей. Также многие владельцы сразу ждут от директора чуда скорой прибыли. Но зачастую чуда быстро не достигнуть ввиду отсутствия маркетинга, прозрачной управленческой отчетности, современной IT–системы. При этом наемным директорам практически не дается времени уяснить проблемы и настроить сам бизнес, так как собственник требует прибыль уже через 2 месяца. Но топ–менеджер не фокусник!
Дайте топ–менеджеру минимум полгода–год, чтобы навести элементарный порядок: убрать некомпетентных сотрудников, прекратить убыточные продажи или банальное воровство и заново настроить все бизнес–процессы. Но прежде всего определите отношения собственника и директора и перенесите их на бумагу: пропишите все его полномочия, включая права по формированию команды, сроки и формы отчетности. Затем совместно выработайте стратегию, определите критерии ее выполнения. И главное — дайте директору полномочия на ее выполнение — он сам внедрит систему управления, выберет людей и замотивирует их. То есть сначала полномочия и время, а только затем результат. Зафиксируйте мотивацию директора на достижение результатов, на которые он может влиять, так как нельзя отвечать за то, чем ты не управляешь! Это и есть аксиома успешных отношений.
Собственнику и наемному топ–менеджеру нечего делить: один определяет стратегию, другой ее реализует. Приглашение грамотного управленца (иногда вместе с новой командой) и выдача ему строго формализованного кредита доверия на длительный срок — это самые главные инвестиции владельца бизнеса в свое будущее.
Автор - соучредитель и генеральный директор "Виньон"