Смольный ищет подрядчика на достройку тоннеля на Синопской наб. за 1,3 млрд рублей

Автор фото: Интерпресс

Смольный ищет подрядчика на достройку тоннеля на Синопской набережной. Во время этих работ уже обанкротились две компании. Объект на рынке даже прозвали проклятым.

Смольный начал искать подрядчика для достройки тоннеля-долгостроя на Синопской набережной, который задумали еще в 2011 году. Вчера комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) объявил конкурс на эти работы стоимостью 1,1 млрд рублей. В марте объявят еще один конкурс на них же на сумму около 250 млн рублей, рассказал "ДП" источник в комитете.
Игроки дорожно-строительного рынка уверены, что оба конкурса выиграет компания "Геоизол". До нее генподрядчиком строительства тоннеля был "Мостострой №6", а ранее — московское НПО "Космос". Однако обе компании обанкротились, так и не завершив строительство. Из-за этого стройку тоннеля даже прозвали проклятой.
Подряд на достройку тоннеля разыграют двумя конкурсами, а не одним, чтобы заявки могли подать компании с небольшим опытом работ, пояснил "ДП" источник в КРТИ. По закону обязательное условие для участия подрядчика в таком конкурсе — это наличие опыта работ на сумму не менее 20% от цены контракта. Причем речь идет о довольно специфическом опыте капительного ремонта и строительства тоннелей.
В данном случае, при цене контракта в 1,1 млрд рублей, достаточно будет опыта на 220 млн рублей. Если бы контракт стоил 1,4-1,5 млрд рублей, заявки смогли бы подать подрядчики с  опытом от 300 млн рублей. Таких в городе — единицы. "Из-за кризиса все либо обанкротились, либо с трудом справляются со своими текущими стройками, так что пришлось подстраиваться под реалии рынка", — рассказал "ДП" источник в КРТИ.
Игроки дорожно-строительного рынка считают основным претендентом на эти работы компанию "Геоизол", которая в прошлом году и так уже работала на этом объекте в качестве субподрядчика "Мостостроя №6".
В "Геоизоле" сообщили "ДП", что будут участвовать в этом конкурсе. "Мы сегодня придерживаемся такой стратегии: участвуем во всех возможных тендерах, соответствующих нашему профилю деятельности и квалификации специалистов", — сказали в компании.

На безрыбье

Достраивать долгострой за двумя обанкротившимися компаниями — непростая задача. Пару лет назад на такой конкурс вообще не поступило бы заявок. Но в кризис подрядчики рады любой возможности заработать.
"Любой недострой не может быть привлекательным. Так что этот проект для нас совсем не привлекательный. Но мы заинтересованы в том, чтобы с лучшей стороны зарекомендовать себя на самых сложных городских объектах. Что касается имиджа этой стройки, я не верю в несчастливые объекты. Не считаю, что в бизнесе что-то зависит от фортуны, божьей милости или иных всевышних сил. Объективных предпосылок для банкротства крупных мостостроительных организаций, на мой взгляд, не было. Если мы победим, то пусть за нами закрепится имидж компании, приносящей объектам удачу", — говорит генеральный директор "Геоизол" Елена Лашкова.
Ранее на эти работы претендовал также "Мостоотряд №19", который в прошлом году обанкротился. Кроме того, заявку на участие ранее подавало и производственное объединение "Возрождение". В компании сообщили "ДП", что на этот раз в конкурсе участвовать не планируют, но не смогли оперативно пояснить причины такого решения.

Строили, строили и не построили

Строительство тоннеля на Синопской набережной планировали с 2011 года. Осенью 2012 году был объявлен конкурс на эти работы стоимостью 1,3 млрд рублей, однако работы начались лишь в декабре 2013 года. Открыть движение планировали не позже лета 2014 года.
Генподрядчиком тогда выступало московское НПО "Космос", работавшее на рынке 20 лет. Но во время работ благополучная компания начала банкротиться. Контрагенты предъявили к ней претензии на 2 млрд рублей долгов. На объекте подрядчик выполнил работы лишь чуть более чем на 200 млн рублей.
В результате Смольный расторг контракт с "Космосом" и объявил новый конкурс на 1,1 млрд рублей с завершением работ в 2015 году. Заявку на этот конкурс подал только "Мостострой №6". Компания считается активом миллиардера Игоря Минакова, хотя сам он утверждает, что давно вышел из этого бизнеса. На тот момент "Мостострой №6" был крупнейшим подрядчиком на петербургском рынке. К тому же компания уже работала рядом: реконструировала набережные Обводного канала для организации транспортного обхода центра (ТОЦ). Но и у этого благополучного подрядчика начались проблемы. В 2015 году "Мостострой №6" начал банкротиться и остановил работы на всех своих объектах, в том числе и на стройках ТОЦ, и на Синопской набережной.

Научиться ждать

Теперь тоннель собираются достроить к лету 2017 года. При этом эксперты предлагают ужесточить условия работы для подрядчика, в частности не выдавать ему аванс.
"Не хотелось бы, чтобы подряд достался компании без подходящего опыта. Тогда исполнитель на радостях истратит аванс и поймет, что не может решить массу новых для себя задач. Я бы предложил вообще убрать авансирование этих работ и ввести запрет на привлечение субподрядчиков", — говорит Сергей Вишневский, председатель комитета петербургской "Деловой России" по федеральным целевым программам в промышленности.
Тоннель появится на участке Синопской набережной на пересечении с Херсонской улицей. Он строится как часть ТОЦ для того, чтобы машины могли двигаться из центра на юг города без остановок и светофоров. Также тоннель разгрузит дороги непосредственно в районе площади Александра Невского.