Ученые и бизнесмены будут принимать экзамены в СПбГУ с 2016 года

Со следующего года выпускники СПбГУ будут сдавать экзамены не преподавателям, а специалистам–практикам — бизнесменам и ученым. Ректор главного вуза города Николай Кропачев затеял эту реформу, чтобы приблизить университет к нуждам работодателей.

Со следующего года экзамены у выпускников Санкт–Петербургского государственного университета (СПбГУ) будут принимать не преподаватели, а потенциальные работодатели — бизнесмены и ученые Петербурга и Ленобласти. Реформа, которую задумал ректор СПбГУ Николай Кропачев, должна укрепить растущие позиции вуза в международных рейтингах и приблизить уровень подготовки его выпускников к реальным требованиям рынка.
Проблема в том, что вузу предстоит оперативно найти около 3 тыс. бизнесменов и ученых, готовых оценить качество молодых специалистов. Опрошенные "ДП" бизнесмены назвали инициативу СПбГУ "очередной крайностью", но заявили, что готовы взять на себя эту социальную нагрузку, если она действительно поможет улучшить мотивацию и подготовку молодежи.

Практики оценят студентов

Как стало известно "ДП", идея увеличения числа работодателей в государственных экзаменационных комиссиях (ГЭК) с 50 до 100% обсуждалась на последнем ректорском совещании СПбГУ в середине октября.
В распоряжении "ДП" также оказалась копия служебной записки из ректората деканам факультетов СПбГУ с просьбой до конца октября представить предложения по формированию ГЭК из работодателей. Там также описаны требования к опыту, квалификации, достижениям бизнесменов и ученых, которых можно включить в ГЭК. Их должности должны быть не ниже специалиста. А сами компании должны быть крупными организациями Петербурга и Ленобласти или государственными структурами.
Хотя этим требованиям соответствуют многие компании региона, университету придется провести колоссальную работу по поиску специалистов. Только на одном из факультетов СПбГУ и только на бакалавриате в 2014 году "ДП" насчитал около 100 членов ГЭК. А ведь есть еще магистратура.
Если вспомнить, что в СПбГУ 22 факультета (включая те, что переименованы в институты), даже с поправкой на разное количество кафедр и дублирование людей в комиссиях, получается, что вузу предстоит привлечь в ГЭК около 3 тыс. сторонних специалистов от бизнеса и науки. Хотя до сих пор даже на экономическом факультете СПбГУ, где присутствие представителей бизнеса в ГЭК наиболее логично, в комиссиях из восьми человек было только по одному бизнесмену. Трудно сказать, насколько крупны их предприятия, но названия фирм точно не на слуху.
В самом СПбГУ говорят, что вуз уже несколько лет работает над формированием системы эффективного взаимодействия с работодателями. В частности, в состав учебно-методических комиссий СПбГУ входят первые лица крупных компаний. Университет привлекает работодателей в государственные аттестационные комиссии, советы образовательных программ и кадровые комиссии, а также активно заключает договоры о студенческих практиках, профессиональных стажировках и разрабатывает совместные магистерские программы с ведущими организациями.
«Работодатели не всегда хорошо помнят теорию. Поэтому в состав экзаменационных комиссий будут включены только те из них, кто сможет профессионально оценить содержание дипломных работ, — подчеркивают в СПбГУ. — Думаю, эта работа будет интересна представителям бизнес-структур. Она позволит им сократить затраты на поиск квалифицированных работников, выбрав лучших молодых специалистов, которых не нужно переучивать».
Но источник "ДП" в СПбГУ считает, что задача по 100%–ной комплектации ГЭК работодателями почти непосильная.
"Трудно найти такое количество бизнесменов, которые готовы заседать по 5 часов 3 дня подряд. Кроме того, непонятно, как практики будут оценивать теоретическую подготовку студентов", — сомневается собеседник "ДП".

Мнения разделились

Опрошенные "ДП" представители бизнес–сообщества выразили сомнение в эффективности задуманной реформы. Но заявили, что готовы откликнуться на призыв главного вуза города.
Председатель совета директоров " ЭГО–холдинга " Александр Кашин сообщил, что ему уже поступило предложение от экономического факультета СПбГУ возглавить одну из экзаменационных комиссий на одной из кафедр факультета. Но бизнесмен отметил, что пока не слышал о планах вуза полностью заменить в ГЭК профессоров сторонними специалистами. "Если факультету потребуется моя помощь, я сделаю все возможное", — говорит Александр Кашин (он сам закончил экономический факультет СПбГУ и позже был там преподавателем).
По мнению управляющего партнера КБ ВиПС Вячеслава Семененко, идея приглашения в ГЭК бизнесменов правильная. Но такая практика более уместна в прикладных вузах, а не в таком академическом, как СПбГУ. Хотя бизнесменам это, скорее всего, будет интересно и полезно. "Мы регулярно ходим в строительные вузы, устраиваем там семинары и не считаем это потерей времени. Это возможность найти сотрудников", — говорит он.
В свою очередь Марк Лернер , гендиректор компании "Петрополь", считает, что 100% работодателей в ГЭК — это перегиб. "Как бы не получилось так, что учили студентов 70–летние теоретики, а спрашивать с них будут 30–летние практики. Если сам образовательный процесс при этом не меняется и слабо связан с современными методами работы, то мы запрягаем телегу впереди лошади", — считает он. Опасения бизнесменов разделяют и представители научного сообщества. Ректор Горного университета Владимир Литвиненко уверен, что должен быть баланс между внешней и внутренней оценкой. "Число привлеченных специалистов в ГЭК не должно превышать 50%. Когда их 100%, это во вред. Особенно в случае с техническими, инженерными специальностями. Мы для себя определили порог таких экспертов в 25%. Причем это не просто бизнесмены, а известные специалисты, которые могут дать оценку не только студенту, но и выпускающей его кафедре", — заключил Владимир Литвиненко.
А вот председатель совета ректоров вузов Петербурга, ректор ИТМО Владимир Васильев говорит, что решение о привлечении внешних экспертов правильное. "Оценивать знания студентов должны как преподаватели, так и работодатели. Но, поскольку студенты готовятся для жизни, внешняя оценка должна превалировать над внутренней", — резюмирует он.

Время реформ

Период активных реформ идет в СПбГУ с 2008 года, когда на должность ректора вуза был назначен декан юрфака Николай Кропачев. Ректор навел порядок в учете и использовании университетской недвижимости: на месте закрывавшихся ресторанов, парикмахерских и магазинов открылись учебные аудитории. В частности, был закрыт медицинский центр, работу которого обеспечивала компания "Делор", учрежденная деканом медицинского факультета СПбГУ. Эта ситуация спровоцировала громкий скандал. Супруга декана медфака, декан журфака Марина Шишкина выступила в защиту мужа. В 2010 году ее из СПбГУ уволили, и против супружеской пары было возбуждено несколько уголовных дел. Они, правда, закончились ничем. Марина Шишкина успешно обжаловала свое увольнение в суде и избралась депутатом ЗС Петербурга. Но, по мнению научной общественности, эта история отбила тягу к публичным демаршам у многих противников ректора.
Параллельно в СПбГУ было открыто шесть новых факультетов (больше, чем за 20 предыдущих лет), а сами факультеты объединили в "кусты". Ученый совет лишился почти всех властных полномочий (их сосредоточил в своих руках ректор). На деканские должности стали приглашать звезд: деканом факультета искусств стал Валерий Гергиев, восточного — Михаил Пиотровский.
В результате СПбГУ стабильно поднимается в международном рейтинге лучших вузов мира (см. "СПбГУ в рейтинге..."). И именно ему в этом году доверили эксперимент: темы дипломов и диссертаций будут "заказывать" работодатели.
Если эксперимент окажется успешным, эту систему внедрят во всех вузах страны в течение 5 лет.
Для бизнеса это будет, конечно, общественная нагрузка. Но, если меня пригласят оценивать выпускников, я пойду. Такое общение полезно для обеих сторон. Бизнес сможет присмотреть себе потенциальных сотрудников и интересные идеи для инвестиций. А студенты получат возможность выступить перед работодателем и ответить на вопросы, полезные для дальнейшей работы. Когда студенты видят интерес к своим исследованиям со стороны бизнеса, они иначе к ним относятся. Потому что понимают, что эта работа может иметь не только теоретический, но и практический смысл. Это серьезная мотивация.
Аркадий Пекаревский
Привлекать бизнес к оценке знаний студентов — хорошая идея. Но не думаю, что в комиссиях должны быть только практики и потенциальные работодатели. Это очередной перекос и крайность. Нужно соблюсти баланс между теорией и практикой. И оценивать не только прикладные вещи, но и теоретическую базу, и способность мыслить. Сейчас на рынке дефицит компетентных специалистов. Зато очень много людей без опыта и знаний, но с большими запросами по зарплате. Многие вакансии мы не можем заполнить по году и больше: просто не можем найти подходящих людей.
Василий Селиванов
генеральный директор ГК Legenda
Мне кажется, что полностью формировать комиссии бизнесменами — неверная идея. Оценивать студентов должны те, кто знает и предмет, и самих ребят. Кто наблюдал их развитие в динамике на протяжении нескольких лет. У бизнесменов нет ни глубокого знания предмета, ни представления о выпускниках. Они могут прийти на экзамены, чтобы подыскать себе потенциальных сотрудников. Но это актуально для больших корпораций, где очевиден дефицит кадров. Компаниям поменьше это будет неинтересно. Гораздо эффективнее брать студентов на практику и давать им оценку, которая потом может учитываться при подведении итогов обучения.
Максим Левченко
совладелец Fort Group