"Деловой Петербург". Рынок под прессом

Автор фото: Семенова Виктория

Местный рынок тротуарной плитки объемом 1 млрд рублей на пороге большого передела. Один из лидеров — компания "Цемсис" — в ближайшие годы будет занят мощением порта Бронка. Конкуренты собираются занять его нишу.

Компания " Цемсис ", один из лидеров петербургского рынка вибропрессованных изделий, поменяла собственника и получила самый крупный в истории сегмента контракт, который оценивают в 0,7 млрд рублей. В течение 2 лет она поставит для мощения порта Бронка почти 1 млн м2 тротуарной плитки. Все производственные мощности "Цемсиса" сейчас брошены на выполнение этого заказа. Остальные игроки рынка спешно расширяют производства, чтобы заполнить образовавшуюся нишу. Но как только "Цемсис" вернется на рынок, емкость которого составляет 1 млрд рублей, его ждет передел, прогнозируют эксперты.

Порт задал тон

Как стало известно "ДП", компания "Цемсис" получила контракт на поставку в порт Бронка 950 тыс. м2 тротуарной плитки. По объему это 50% от годового производства плитки в Петербурге. Стоимость контракта аналитики оценивают в 0,7 млрд рублей.
Алексей Шуклецов, исполнительный директор ООО "Феникс", которое строит порт, сообщил, что "Цемсис" получил контракт через тендер. "Работы уже начались, один причал замостили", — сказал он. Вторую очередь порта, по его словам, также будут мостить, но не ранее 2017 года.
Генеральный директор торгового дома "Цемсис" ("дочка" производственного предприятия "Цемсис") Кирилл Коревский сообщил, что для выполнения заказа в порт уже завезено 200 тыс. м2 плитки. Контракт рассчитан на 1,5 года: с апреля 2014–го по август 2015–го. Он на 100% загрузил мощности завода "Цемсис" в Колпино. "Проектная мощность предприятия — 125 тыс. м2 плитки в месяц. В прошлом году завод был загружен на 50%. Но в связи с контрактом в порту мы увеличили выпуск до 85 тыс. м2 в месяц", — сообщил Кирилл Коревский.
Завод был построен в 2009 году Сергеем Поппером, сыном гендиректора ЗАО "ПП "Крепс" Евгения Поппера.
По данным участников рынка, в марте бизнесмен его продал. Информацию о сделке подтвердил источник из окружения продавца, а также Кирилл Коревский.
По данным СПАРК , предприятие "Цемсис" по–прежнему на 100% контролирует фирма "Сферрум Инвест", зарегистрированная в Австрии. Судя по всему, она и стала предметом сделки. Эксперты считают, что актив обошелся покупателю в 0,45 млрд рублей, что сопоставимо с годовым оборотом комбината.
Имя нового владельца не раскрывается. Участники рынка утверждают, что он связан с силовыми структурами. ООО "Феникс" входит в холдинг "Форум", возглавляемый Дмитрием Михальченко, который в начале 2000–х руководил АНО "Управление делами регионального общественного фонда программ ФСБ по СПб и ЛО" (сейчас фонд ликвидирован). По данным СПАРК, совладельцем "Феникса" также является экс–замминистра транспорта Николай Негодов.
Кирилл Коревский заявил, что ему о связи нового собственника "Цемсиса" с силовыми структурами неизвестно.

На пороге передела

Контракт в Бронке вывел "Цемсис" c рынка вибропрессованных изделий минимум на 1,5 года. Чтобы заполнить образовавшуюся пустоту, другие игроки активно наращивают мощности. К удвоению производств готовятся такие участники, как "Ленстройдеталь", "АртЛэнд" и "Лентехстром".
"Мы в течение года поставим линию, которая увеличит наши мощности до 120 тыс. м2 плитки в месяц", — сообщил представитель "Ленстройдетали".
Исполнительный директор "Лентехстрома" Александр Хохлов рассказал, что на комбинате идет пусконаладка нового оборудования мощностью 90 тыс. м2 плитки в месяц.
"Мы тоже строим новый цех и закупили импортное оборудование. В 2015 году увеличим выпуск продукции вдвое — до 75 тыс. м2 плитки в месяц. Рыночная доля компании вырастет с 7 до 12%", — говорит гендиректор "АртЛэнда" Дмитрий Тарасов. Появляются на рынке и новые игроки. Гендиректор "Унисто Петросталь" Арсений Васильев сообщил, что компания закупила оборудование мощностью 51 тыс. м2 плитки в месяц и запустит его в конце года. "До 60% продукции будем потреблять сами. В новых жилых кварталах, которые мы строим, будет большой объем мощения", — сообщил он.
Эксперты полагают, что, завершив контракт в Бронке и вернувшись на рынок, "Цемсис" столкнется с тем, что место занято, и в сегменте начнется передел. "Есть такой риск. Но большинство компаний расширяются только на бумаге. Так что вытеснения мы не опасаемся", — говорит Кирилл Коревский.
"Рынок плитки растет на 10 – 15% в год. Появляются новые возможности ее применения. Недавно начали мостить аэродромы и вертолетные площадки, набережные рек, портовые территории, обозначать цветной плиткой карманы, обочины и другие элементы проезжей части. Если сравнивать наш рынок с европейским, то мы в самом начале пути", — говорит Юрий Костиков, директор Ассоциации производителей вибропрессованных изделий (эта первая в России профильная ассоциация была создана в Петербурге в июне 2014 года для развития сегмента. — Ред.).

Задержка госконтрактов

Рынок вибропрессованных изделий в Петербурге оценивается в 2 млрд рублей в год. Тротуарная плитка занимает почти половину его объема. Сегмент зародился в Петербурге при губернаторе Владимире Яковлеве, который начал активное мощение улиц. Тогда едва ли не единственным поставщиком плитки для городских нужд был завод "БиК", подконтрольный депутату Госдумы Николаю Ботке. Но это производство связывали с женой градоначальника Ириной Яковлевой, хотя, по СПАРК, связь не прослеживается. Но в начале 2000–х в Петербурге сменилась власть, и новые игроки сильно потеснили "БиК" (сейчас его доля оценивается в 2%).
Доминирующее положение занял "Меликонполар" Александра Гордина (бизнесмен владел компанией "Троя–Ультра", производившей соки, но в 2006 году продал ее ОАО "Лебедянский", позже вошедшему в PepsiCo. — Ред.). До 2009 года "Меликонполар" занимал 50% регионального рынка плитки. Но с запуском предприятия "Цемсис" сократил свою долю вдвое. С тех пор расстановка сил в сегменте практически не изменилась.
Предложение формируют около 10 крупных игроков, которые в совокупности производят 1,8 млн м2 плитки в год. А основной спрос, по словам директора "ФиннПанель" Вячеслава Засухина, создают частники (около 50% приходится на мощение загородных участков), девелоперские и инфраструктурные проекты.
"На госконтракты по благоустройству и дорожным работам приходится около 15% спроса на тротуарную плитку", — подсчитал он. В этом году на ремонт дорог в Петербурге предусмотрено 3,7 млрд рублей, но конкурсы задержали на полгода. Первые контракты Смольный заключил лишь 2 недели назад. "Из–за этого сегмент крупных заказов на плитку в этом году просел", — говорит гендиректор "Меликонполара" Владимир Матвеев. Но спрос возвращается.
Перегрев рынка вибропрессованных изделий начнется через год. Уйдут производители со старыми и маломощными производственными комплексами. Те, кто сегодня выпускает продукцию менее чем на 10 млн рублей в месяц. Это порог рентабельности. Небольших производств на рынке много. Поскольку входной билет в этот бизнес раз в десять дешевле по деньгам и по времени, чем в сегмент сборного ЖБИ. Но многие узлы загружены не полностью. Фирмам приходится выживать. Наши позиции стабильны: доля рынка — 10%. Мы планируем ее удержать, но наращивать смысла пока не видим.
Андрей Сухомлин
директор по развитию и продажам Кировского ДСК
На нашем рынке кризис неплатежей. Это сильно нервирует. И бюджетное финансирование в этом году задержалось из–за проблем с дорожными конкурсами. Большинству коллег нелегко. Кризис перепроизводства возможен. Но линии по выпуску вибропрессованных изделий можно переналадить на другие виды продукции. Хотя и у этого сегмента еще есть перспективы. Сейчас повсеместно мостят дороги в новых жилых кварталах, появились проекты по мощению портовой и аэропортовой инфраструктуры, новые идеи в благоустройстве и дорожном строительстве.
Андрей Сабылин
гендиректор компании "Ленстройдеталь"