Политика vs. туризм

Расходы городского бюджета на туризм растут, но на турпоток гораздо больше влияют внешние факторы, чем усилия властей.

Привлечение интуристов в Петербург — задача не из легких. То экономический кризис грянул и у потенциальных гостей кончились деньги на визит в Северную Венецию, теперь вот сложная геополитическая обстановка пугает трепетных европейцев. В 2013 г. около 3 млн иностранцев посетили город. Это примерно половина всех гостей города, чей поток вырос в прошлом году всего на 5%. В этом году в Смольном рассчитывают удержаться на том же уровне, компенсировав сокращение зарубежного потока российскими туристами.

Сколько тратим

По данным комитета по туризму, на развитие города как туристической Мекки в 2013 г. из городского бюджета было выделено 227,7 млн рублей, в 2014 г. — 260,9 млн рублей. Главными направления в этой работе, по словам председателя комитета Инны Шалыто, остаются, как обычно, маркетинг и создание имиджа города как туристического места. Так, например, в 2013 г. город участвовал в 18 международных выставках. Проведены презентации в российских регионах и в таких городах, как Пекин, Лондон, Хельсинки, Амстердам и Копенгаген.
Также со стороны города предпринимаются законодательные инициативы. Весной этого года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что в Госдуме с его подачи появился законопроект, который позволит пассажирам самолетов находиться в России 72 часа без визы, как это уже сделано для иностранцев, приезжающих в Петербург на круизных судах. За несколько лет, в течение которых действует такое разрешение в городе, турпоток увеличился примерно на 20%.Впрочем, в свете осложнившихся взаимоотношений с Европой судьба нового законопроекта остается туманной.
Тем не менее кое–что для авиапассажиров все–таки сделано: в декабре 2013 г. открылся новый терминал аэропорта Пулково, объединивший внутренние и международные рейсы, которые раньше совершались из двух аэровокзалов, располагавшихся на большом расстоянии друг от друга.
Другим положительным изменением с точки зрения транспорта стало появление ночных автобусов и метро в летний сезон. "В основном люди приезжают на белые ночи, гуляют, и для них важно, чтобы была возможность перемещения", — говорит директор туркомпании "Арина" Мария Ешугова.

Маловато будет

Но всего этого все–таки недостаточно, чтобы говорить о городе как Мекке для туристов, хотя потенциал у него не хуже, чем у Парижа или Праги. "В Петербург по–прежнему дорого летать по сравнению со столицами Европы, лоукосты пока сюда не пришли", — отмечает генеральный директор компании–туроператора "Верса" Владимир Дорофеев. Обещания Пулково, что уже осенью в аэропорту появятся такие лоукостеры, как Ryanair, EasyJet и Germanwings, несомненно, радуют турбизнес, однако такие разговоры возникали и раньше, но реальностью не становились.
Недостаточной считают некоторые туркомпании и рекламно–информационную работу властей. Например, открываются новые музеи, вроде музея Фаберже, но о них мало кто знает. "Рекламные возможности компаний невелики, и донести информацию до потребителя о новых открытых павильонах сложно, а город этого не делает", — отмечает Владимир Дорофеев.
Еще одна проблема — размещение. По–прежнему гостиницы в Петербурге дороже, чем в Европе. "Были открыты новые гостиницы, хостелы, хотя в пиковые моменты их до сих пор не хватает, особенно экономкласса", — говорит директор центра познавательных путешествий "Дядюшка Ник" Мария Бородинова. Власти города обещают поддержать недорогие гостиницы, предоставив им налоговые льготы. Однако непростые отношения властей с малым бизнесом в городе, к которому чаще всего и относятся недорогие гостиницы, оставляет немного надежд на перемены.