Total хочет выменять у "Газпрома" шельф на "Балтийский СПГ"

Автор фото: итар-тасс

Французская Total может обменять свои 25% в штокманновском проекте на долю в "Балтийский СПГ". Пока компания только беседует на эту тему с "Газпромом", но эксперты отмечают, что для нее это был бы прекрасный шанс выйти из долгостроя в реальный проект.

Total решила не дожидаться начала туманной реализации Штокмановского месторождения аж в 2019 году и решила обратить внимание на более близкие проекты. По слухам, французы заинтересовались другим проектом "Газпрома" — "Балтийским СПГ", долю в котором они, возможно, смогут получить в обмен на свою долю в Shtokman Development AG. Обмен шкуры пусть огромного (запасы в 3,9 трлн кубометров газа), но все же еще не убитого медведя на вполне понятный в своем осуществлении проект может стать хорошим ходом.
Источники ряда СМИ никак не могут договориться между собой и подают пока противоречивые сигналы: кто-то утверждает, что сейчас идут активные переговоры, и вопрос будет поднят на совете директоров штокмановского проекта до конца года, а кто-то уверяет, что "Газпром" категорически против такого обмена, и вообще Total ничего не должен.
"Балтийский СПГ" в каком-то роде тоже можно назвать догостроем — его должны закончить лишь к концу 2018 года. К тому же, у этого завода нет такого преимущества, как у "Ямал СПГ", расположенного рядом с Южно-Тамбейским месторождением. Без собственного ресурса и с необходимостью существенных инвестиций, которые, собственно, и пойдут на строительство завода, проект может обойтись Total очень дешево, а то и вообще бесплатно. Однако в устах руководства "Газпрома" отсутствие конкретного месторождения поблизости выглядит чуть ли не главным преимуществом "Балтийского СПГ", — мол, поставки газа будут осуществляться из Единой системы газоснабжения, "одного большого баллона, в котором всегда есть газ".
"Слухи о том, что Total интересуются и добывающими активами – это ключевой момент. Им хотелось бы получить и долю в СПГ, и долю в добывающем проекте. Потому что сам по себе СПГ дает все-таки очень мало маржи от сжижения газа, основная прибыль – от реализации газа", — отмечает Андрей Полищук, аналитик "Райффайзенбанка".
"Подход у нас такой же, как по проекту "Владивосток СПГ". Мы считаем возможным привлечь партнеров на 49%. Это может быть индустриальный партнер, крупный покупатель или финансовый инвестор", — отмечал Алексей Миллер еще в конце июня. Total под такие требования подходит как нельзя лучше, по словам экспертов, один из основных плюсов компании как партнера для российских участников рынка заключается в опыте на рынке СПГ.
Целевые рынки для месторождения — Европа, Латинская Америка и Индия. С первым рынком "Газпрому" опять же может помочь Total, в интересах которого будет порадеть за успех проекта на родном для компании рынке.
"У "Балтийского СПГ" и регион поближе, и рынок понятен, и сам по себе Total мог бы многое дать – к примеру, позволил бы партнеру укрепить свои позиции на рынке Европы. Компания осталась бы после такого обмена в выигрыше, избавившись от проектов, дискредитировавших себя своей затянувшейся реализацией. Если говорить о Штокмане, то тут очень многое изменилось. И старт проекта и его окончание происходят при разных условиях. Если говорить о СПГ, то тут все понятно, кроме цены участия, но Тотал обладает достаточно хорошей экспертизой в этом направлении и не будет работать себе в ущерб", — уверен Александр Игнатюк, глава аналитического департамента ИГ "Энергокапитал".