Областных пассажиров сосчитают из центра

Автор фото: Вдовин Сергей

Власти Ленобласти создают специальное контролирующее управление в сфере пассажирских перевозок. Перевозчики это приветствуют, отмечая, что сейчас в отрасли нет порядка.

Правительство региона создает государственное казенное учреждение "Ленинградское областное управление транспорта" — ГКУ ЛО "Леноблтранс", которое будет контролировать пассажирские перевозки. Предыдущая попытка создать подобную структуру провалилась.

Усилить контроль

Как рассказал dp.ru вице–губернатор Ленобласти по ЖКХ и ТЭК Юрий Пахомовский, управление будет подконтрольно комитету по ЖКХ и транспорту.
Согласно документам, его задачей станет планирование перевозок, разработка маршрутов, организация диспетчеризации, мониторинг движения, учет выполнения перевозчиками условий договоров, организация электронной оплаты проезда и т. д.
Сколько средств бюджет выделит на структуру и кто ее возглавит, не уточняется. Председатель комитета по ЖКХ и ТЭК Дмитрий Разумов пояснил, что комитет делегирует ГКУ часть своих функций.
"Леноблтранс займется выездными проверками, будет рассматривать жалобы граждан, вести мониторинг и контроль за исполнением контрактов и так далее. Сейчас всем этим занимается комитет, но ГКУ необходимо для повышения эффективности работы, чтобы выяснять и быстро устранять причины возникающих проблем. В конечном итоге наша задача — повышение качества транспортного обслуживания населения. К сожалению, до сегодняшнего дня этому не уделяли должного внимания", — говорит он.
Сейчас в регионе работают 74 перевозчика разной формы собственности, которые обслуживают 883 маршрута. На компенсацию расходов перевозчиков от перевозки льготных категорий граждан из бюджета Ленобласти в 2012 году выделено 254 млн рублей, в 2013 году запланирован 281 млн рублей. Рынок перевозок оценивается в 6 млрд рублей в год.

Опыт соседей

В Петербурге аналогичные функции выполняет ГКУ "Организатор перевозки", которое было создано в 2005 году в ходе реформы городского пассажирского транспорта. Эта структура занимается расписанием движения транспорта, установкой системы слежения "ГЛОНАСС", организацией оплаты проезда (на наземном транспорте установлены валидаторы, внедрена карта оплаты проезда "Подорожник").
Председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев отмечает, что штат петербургского ГКУ слишком раздут — там более 1 тыс. человек, и не все они обладают должной квалификацией. "Например, недавно петербургского перевозчика пытались оштрафовать за то, что нет ремней безопасности в автобусе, который сертифицирован без ремней", — добавляет он. Зато штат "Леноблтранса" на первых порах составит 18 сотрудников. Этого явно недостаточно.

Череда неудач

Региональные власти уже пытались создать контролирующую структуру в лице ГУП "Леноблпассажиравтотранс" (25% акций принадлежит Ленобласти), но эта попытка в итоге провалилась, потому что одновременно заниматься перевозками и контролировать других перевозчиков довольно проблематично, напоминает Василий Киселев.
"Леноблпассажиравтотранс", преобразованный в 2005 году в ОАО, в 2011 году получил крупный пакет контрактов на перевозки, но из–за невыполнения финансовых обязательств на него был подан иск о банкротстве. В результате почти 75% акций ОАО приобрел холдинг "Питеравто".
Бизнесмены говорят, что проблема организации перевозок в Ленобласти назрела давно и власти только–только начали ее решать. Например, летом был принят закон "О наземном пассажирском транспорте общего пользования", который регламентирует конкурсный отбор компаний–перевозчиков и устанавливает высокие штрафы. Также власти обещали создать черные списки перевозчиков для борьбы с нелегалами.
Сейчас в Ленинградской области творится полный бардак. Перевозчики постоянно судятся, конкурсы отменяют, маршруты плодятся и исчезают. Работать в Ленобласти означает не нести никакой ответственности по региональному законодательству. Системного подхода мы не видим. Проблема заключается еще и в том, что Петербург отвечает за транспортное обслуживание населения централизованно, а в Ленобласти, где двухуровневая система местного самоуправления, централизация возможна только в рамках межрайонных маршрутов. Вкупе с принятием областного закона о наземном транспорте создание государственного управления, надеюсь, поможет навести порядок в регионе.
Михаил Богданов
первый заместитель гендиректора ОАО "Третий парк"