"Деловой Петербург". Семьи накормят у дома

Компания "АБАТ Сервис", поставщик оборудования, построит сеть семейных ресторанов на окраинах города. Пока к этому формату игроки рынка относятся осторожно.

Столичный дистрибьютор кухонного оборудования для ресторанов — компания "АБАТ Сервис" спустя 3 года после открытия первого семейного ресторана "СольФаСоль", когда заявлялось о грандиозных планах, запускает второе заведение. "Планируем построить сеть из семи ресторанов, — рассказала соучредитель ресторанов Наталья Тян, которая ранее руководила заведениями ресторанной группы "Васаби", — и все они будут располагаться в спальных районах, где, как мы выяснили, формат семейного заведения себя оправдывает. Начали с пр. Большевиков, теперь открываемся в новом доме на пр. Народного Ополчения".

Аренда и покупка

В оборудование каждого заведения владельцы готовы инвестировать до 20 млн рублей — именно столько пришлось вложить во второй ресторан, который в отличие от первой точки разместился в купленном помещении площадью 380 м2. "Пришлось проводить коммуникации, делать ремонт с нуля и, кроме того, докупать мощности — для ресторана необходимо 50 кВт. В дальнейшем рестораны будут открываться как на арендованных площадях, так и на собственных", — сообщила Наталья Тян. Столь долгое по времени формирование сети она объяснила тем, что если ресторан компания строит максимум за 3,5 месяца, то на подбор площадей под покупку или аренду требуется как минимум год–полтора.
"Это стало проблемой: сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда средние арендные ставки на окраине города достигают уже 2 тыс. рублей в месяц, если площади снабжены достаточным объемом электричества и находятся не в глухом месте. И вряд ли цены будут снижаться", — рассуждает Наталья Тян. Именно по этой причине рестораны планируется открывать с интервалом 1–1,5 года, утверждает соучредитель.
Обстановка с арендой под общепит сейчас напряженная во всех районах — рестораторы борются за 10% подходящих вакантных площадей, соглашаются в ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate. По мнению специалистов компании, происходит естественное смещение спроса в сторону спальных районов даже среди крупных сетевых игроков рынка. Нехватка площадей вынуждает петербургских рестораторов также присматриваться к развитию сетей в регионах. Стоимость аренды в новых жилых массивах сегодня колеблется от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей в месяц, а в обжитых спальных районах Петербурга цены держатся на уровне 1,5–2,5 тыс. рублей, подсчитали в ASTERA. "Но некоторые ликвидные помещения, например на пр. Большевиков, сегодня сдаются даже по 3 тыс. рублей. Это сопоставимо с историческим центром", — сообщили в компании.

Семейный концепт

Формат семейного ресторана со средним счетом около 800 рублей учредители посчитали успешным, поэтому он будет растиражирован без изменений. Под каждое заведение подбирается помещение площадью 300–400 м2, где помимо 100–120 посадочных мест обустраивают открытую детскую игровую зону. Детей развлекает специально приглашенный педагог, который играет с ними или проводит мастер–классы.
Формально к семейным заведениям относятся рестораны и кафе, которые имеют детскую комнату, специальную мебель и детское меню. Более чем из 8 тыс. заведений общепита в Петербурге к семейным можно отнести не больше 20%. Отношение к формату семейного заведения среди участников рынка общественного питания двоякое. "Это какой–то очень специфический формат, хлопот больше, чем прибыли! Привечаешь детей — из–за шума теряешь половину посетителей", — рассуждает ресторатор Леонид Затуливетров (ресторан Du Nord и др.).
С ним не согласен управляющий рестораном Via Dell' Oliva Виталий Пупенко. По его словам, детскую комнату и меню им пришлось вернуть именно по просьбе посетителей. "Ежедневно нас посещают 6–30 семей с детьми. Это повышает лояльность — сегодня они пришли с ребенком, завтра заказали корпоратив. Таких ресторанов в городе не хватает, возможно, многие отказываются от этой идеи из–за нехватки площадей", — заключил управляющий. Оборот рынка общепита в Петербурге за первые 6 месяцев 2013 г. достиг 25,8 млрд рублей (за полгода 2011–го — 24,5 млрд рублей).