Владимир Путин потребовал ограничить рост тарифов на ЖКХ шестью процентами. Правда, речь идет о средней цифре по стране. В качестве антипримера Путин привел Петербург и квитанции с 40-процентным ростом цен. Но есть большие сомнения в том, что даже вмешательство первого лица изменит ситуацию.
Президент России Владимир Путин поручил правительству в течение недели установить предельную планку роста тарифов по ЖКХ. При этом в целом по стране рост не должен превышать 6% в год.
"Это может быть незначительно выше, но в целом ориентир будет оставаться единым – 6% по стране в год", – цитирует Путина РИА.
Также глава государства поручил правительству "в течение недели определить обоснованный и социально справедливый размер роста платежей для различных категорий граждан".
В прошлом году в среднем по стране тарифы ЖКХ выросли на 9,4%. Это в полтора раза выше официального показателя инфляции. Так что коммунальные службы не подтягивают тарифы на размер инфляции, а разгоняют эту самую инфляцию.
При этом нет никаких оснований полагать, что в новом году рост тарифов прекратится. В частности, в Петербурге запланировано увеличение платы за отопление и горячее водоснабжение (на 15%), за холодное водоснабжение и водоотведение (15%), за газ (15%), за электричество (14%) и так далее.
Интересно, что
Путин приводил в пример именно Петербург. Он заявил главе Минрегиона Игорю Слюняеву, что в некоторых районах его родного города квартплата выросла на 40%, а в некоторых районах Мурманска – на 200%. "С ума сошли, что ли?" – поинтересовался президент.
Министр
Слюняев попробовал объяснить, чем отличается рост тарифов от суммы в квитанции. Путин ответил, что его, как и граждан, это совершенно не интересует. А интересует то, чтобы сумма в квитанции год спустя повышалась процентов эдак на шесть, не больше.
Но стоит обратить самое пристальное внимание на словосочетание "в среднем" (по стране). Оно не означает, что во всех регионах повышение будет примерно одинаковым. Оно означает именно среднюю температуру по больнице: в одних регионах коммунальные платежи не растут, а то и вовсе снижаются, в других – растут на 10-15% в год.
Оппозиционеры говорят о странном совпадении: рост коммунальных тарифов прямо пропорционален количеству голосующих за "Единую Россию". Так, в Москве в сентябре 2012 года стоимость отопления выросла (с 1034 дог 1075 руб/Гкал), а в Махачкале она снизилась (с 992 до 978 руб/Гкал), напоминает политик Алексей Навальный.
"То ли мы имеем дело с уникальным экономическим явлением, и в Махачкале у рубля отрицательная инфляция. То ли, благодаря передовым методам управления, в "Дагестанэнерго" и "Махачкалатеплоэнерго" резко снизалась себестоимость производства энергии. Вариант, при котором и инфляция есть, и себестоимость повышается, но оплачивает этот праздник для махачкалинцев вся остальная Россия, мы даже и рассматривать не будем, потому что это экстремизм и попытка расколоть единство России, выгодное иностранным спецслужбам", – иронизирует Навальный.
Предыдущее повышение тарифов происходило летом. В Дагестане и Ингушетии, где "Единая Россия" набрала 90-91% голосов, тепло стоило 900-1000 руб/Гкал, электричество – 1,7-2,4 руб/кВтч. В Московской и Ярославской областях, где результат "Единой России" – 29-32%, тепло стоит 1500-1550 руб/Гкал, электричество – 2,6-3,6 руб/кВтч.
При этом, по данным опроса ВЦИМ, граждане России считают ЖКХ главной проблемой страны. Такой точки зрения придерживаются 58% россиян, примерно столько же, сколько по данным ЦИК проголосовали за Владимира Путина. Государству исходя из этого следовало бы обратить на эту сферу самое пристальное внимание.
И оно, похоже, пытается это сделать. Но бороться с перегибами на местах сложно. Чиновники с удовольствием и по первому требованию могли бы что-нибудь повысить: сборы, штрафы, платежи, пени. Заставить их собирать поменьше пока не удается.
Если говорить о Петербурге, то отрасли нужны серьезные вложения, в бюджете этих денег нет, отмечает политолог Станислав Еремеев. Вместе с тем очевидно, что и перекладывать все на потребителя – не самый разумный подход. "Нужно провести аудит реальных затрат тех, кто поставляет услуги, – говорит эксперт. – И, во-вторых, им нужно умерить аппетиты".
Административная рента, наложенная на этот бизнес, слишком велика, говорят наблюдатели. Чтобы окупить "вход" на рынок и обеспечить себе некоторую рентабельность, компании идут по самому простому пути – повышают цены. Можно было бы требовать от них сдержанности. Но только в том случае, если бы они были уверены в том, что доходы будут гарантированными и долгосрочными. Сейчас такой уверенности нет.
Иными словами, жилищно-коммунальная сфера – еще один случай, когда граждане России платят за отсутствие правил игры, соблюдаемых законов и взаимного доверия, – и платят по повышенному тарифу.