Холдинг "Невские сыры" потратил $1 млн, чтобы выйти на рынок майонеза

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Петербургский холдинг "Невские сыры" вышел на рынок майонеза. В условиях, когда потребление этих соусов падает, компания намерена попасть в пятерку лидеров российского рынка, сделав ставку на экологичную продукцию.

Холдинг "Невские сыры" , занимающий около 4% российского рынка сыра (ТМ "Тысяча озер", "Сиртаки"), вышел на рынок майонеза. С октября продукция под брендом "Тысяча озер" (ценовой сегмент средний плюс) продается в крупнейших продуктовых сетях. Инвестиции в выход на новый рынок превысили $ 1 млн.
По итогам 2012 года объем российского майонезного рынка может достичь $ 1,66 млрд в денежном выражении.
Холдинг "Невские сыры" в ближайшие 3–4 года намерен занять 8% федерального рынка и 15–20% - на Северо–Западе, рассказал "ДП" президент и совладелец холдинга Альберт Суфияров, отметив, что выход на новый рынок обошелся компании более чем в $1 млн (в основном это затраты на маркетинг). В настоящее время "Невские сыры" производят майонез на двух площадках - в Колпино и Финляндии, общая мощность которых 35 тыс. т в год. Однако в ближайшее время компания намерена увеличить мощности до 55 тыс. т.
В будущем планируется поставка майонеза и в страны Евросоюза, где проживает большое количество россиян, в частности в Германию и страны Балтии.
Российский рынок майонезов хорошо развит, по статистике около 95% семей приобретают майонез.
"Одновременно с этим рынок сильно фрагментирован - на нем представлены более двух сотен брендов", - говорит представитель компании Unilever (майонезный бренд Calve) Екатерина Одинцова.
"До 96% российского рынка в натуральном выражении контролируют российские компании. 89% натурального объема произведено на 73 крупнейших российских предприятиях", - подсчитали в компании inFOLIO Research Group.
В исследовательской компании GfK отметили, что 50% всех продаж майонеза контролируют пять игроков.
По оценке Euromonitor International, самая большая доля продаж у бренда "Махеев" (ЗАО "Эссен Продакшн") - 12,5%, на втором месте "Слобода" (ЗАО "Эфко") - 10,1%, "Провансаль" (ГК "НМЖК") занимает 6,9% рынка.
Хотя местный рынок близок к насыщению, "Невские сыры" намерены войти в топ–5, заняв нишу экопродукции. "Сейчас мы работаем над тем, чтобы уменьшить в рецептуре долю уксуса, заменив его соком лесных ягод", - рассказал Альберт Суфияров.
Растет спрос на легкие майонезы с пониженной жирностью (20% в 2011 г.), в то время как продажи жирных майонезов сокращаются. Растет потребление заправок на основе бальзамического уксуса и оливковых масел. В премиальном сегменте растут продажи майонезов, в составе которых перепелиные яйца и оливковое масло. Увеличиваются продажи майонезов без яиц, имеющих экологический сертификат.
Лилия Кулешова
заместитель гендиректора супермаркетов SuperBabylon
Последние несколько лет рынок майонеза сокращается в натуральном выражении на фоне незначительного роста в деньгах, говорят ретейлеры и аналитики.
"Потребление майонеза снижается. И, хотя продажи соусов на майонезной основе последние годы росли, но их доля по сравнению с майонезами незначительна", - рассказали в сети "О’Кей", отметив, что предложений от поставщиков сегодня более чем достаточно.
По данным inFOLIO Research Group, в 2011 году рынок в натуральном выражении потерял 1,1%, в денежном - вырос на 1,7%. "Единственный сегмент, демонстрирующий рост, - это премиум. Если в 2010 году он занимал 9,2% в общей структуре продаж, то в 2012 году его доля вырастет до 9,9%", - прогнозирует гендиректор inFOLIO Research Group Олег Клепиков.
В Unilever соглашаются с такой тенденцией и ожидают, что в ближайшем будущем рынок майонезов будет расти в денежном выражении за счет переключения потребителей на премиальные сегменты.
Хотя рынок майонеза сокращается в натуральном выражении, Россия все равно остается одним из крупнейших потребителей майонеза в мире - на местный рынок приходится 14% мировых продаж этого соуса.
По мнению гендиректора ООО «Ватель маркетинг» Романа Калинина, рынок майонеза безусловно привлекательный. Общий тоннаж продаж майонеза сокращается, но происходит перераспределение объемов внутри товарной категории – появляются новые нишевые сегменты. Именно тренд на здоровый образ жизни эти сегменты и создает: появляются облегченные продукты, с оливковым маслом, пребиотиками.
В компании GfK подсчитали: в России каждая семья съедает в среднем 9 кг майонеза в год. В Unilever говорят, что среднестатистический россиянин употребляет в 3 раза больше майонеза, чем американец.
"Популяризация здорового образа жизни и истории про вред майонеза, возможно, и влияют на спрос, но скорее не снижая его, а немного откладывая решение о покупке - на пару дней, пока эффект не пройдет", - считает партнер Retail Training Group Елена Комкова