Петербургские чиновники и депутаты могут лишиться недвижимости за рубежом

Высокопоставленные городские чиновники и депутаты могут стать жертвами закона о запрете иметь недвижимость за рубежом.

  Вице-губернаторы Петербурга Василий Кичеджи и Сергей Козырев, депутаты Госдумы Оксана Дмитриева и Николай Валуев, сенатор Андрей Молчанов и многие другие влиятельные петербуржцы вскоре будут вынуждены продать имущество за границей. Высокопоставленные городские чиновники и депутаты попадают под действие законопроекта о запрете для госслужащих владеть недвижимостью за рубежом. В первую очередь проблемы возникнут у тех, кто не спрятал имущество в офшорах, а честно задекларировал земельные участки, дома и апартаменты за границей.
  Депутаты  Вячеслав Лысаков и Валерий Трапезников из "Единой России", Андрей Луговой из ЛДПР, Александр Агеев из "Справедливой России", Олег Денисенко от КПРФ внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, который запрещает государственным служащим всех уровней, сотрудникам следственных органов, таможни, прокуратуры, УФСИН и даже муниципалам владеть недвижимостью за рубежом, открывать там банковские счета и покупать акции иностранных компаний. Также ограничения будут распространяться на их жен и детей. Поскольку авторами документа числятся депутаты от всех четырех фракций Госдумы, шансы на его принятие довольно велики.
  Планируется, что закон вступит в силу с 2013 года. Тех госслужащих, которые уже приобрели дома и апартаменты за границей, авторы закона хотят обязать до Нового года "принять меры по закрытию своих счетов и отчуждению имущества".
  Предпринимателям, подумывающим о переходе из бизнеса на госслужбу, стоит иметь в виду, что в течение 6 месяцев после трудоустройства все зарубежные активы придется продать. Бывшие чиновники и депутаты не смогут приобретать недвижимость за границей в течение 3 лет после ухода с госслужбы. За нарушение закона предусмотрено уголовное наказание - штраф в размере до 10 млн рублей или тюремное заключение на срок до 5 лет.
  "Законопроект должен послужить обеспечению независимости России и непредвзятости управленческих решений", - сказано в пояснительной записке к проекту.
  Закон появился вскоре после обнародования расследования оппозиционера Алексея Навального, по версии которого глава Следственного комитета Александр Бастрыкин приобретал недвижимость в Чехии. А на днях депутата Госдумы Геннадия Гудкова, активного участника протестного движения, уличили в покупке недвижимости в Болгарии. Возможно, новый закон может использоваться и как инструмент давления на неугодных.
  Судя по декларациям о доходах и имуществе за 2011 год, большинство высокопоставленных госслужащих Петербурга предпочитает оформлять зарубежную недвижимость на жен и мужей. Пожалуй, самые представительные активы за рубежом у Елизаветы Молчановой, супруги основателя группы "ЛСР" и сенатора от Ленобласти Андрея Молчанова. Она владеет двумя земельными участками и двумя домами в Италии.
  У Антонины Кичеджи, супруги вице-губернатора Петербурга Василия Кичеджи, в собственности квартира в Болгарии. Жена вице-губернатора Сергея Козырева владеет земельным участком с двумя постройками, а также баней и гаражом в Финляндии.
Легитимные институты права иностранных государств могут быть использованы с целью сокрытия сведений о собственнике недвижимости. К таким институтам относится траст. Достаточно распространено его применение на территориях Британских Виргинских островов, Панамы, наибольшей популярностью пользуются трасты Белиза и Лихтенштейна. При передаче учредителем траста имущества доверительному управляющему реальный владелец формально лишает себя права собственности. Характерно, что в российском законодательстве отсутствует запрет на обход закона в трансграничных отношениях в отличие от законодательства, например, Украины. Как следствие - возможно его использование для прикрытия зарубежной собственности.
Валентина Талимончик
директор департамента судебной практики и юридического сопровождения Legal Studio
В наших политических условиях такие законы - вещь совершенно бесполезная, поскольку главным условием коррупции является сам политический режим. Это все как мертвому припарки. Очевидно, что этот закон не будет работать. У нас давно практикуется, когда собственность записывается на родственников, и этим будут продолжать пользоваться. В самом законе есть оговорки: зарубежная недвижимость и счета могут использоваться для лечения. Вот увидите, у нас резко возрастет количество больных чиновников, которым нужно поправлять здоровье на курортах в своих домах. Уверен, что этот закон постигнет судьба всех прочих антикоррупционных инициатив, которые в большом количестве принимались в последние несколько лет.
Георгий Сатаров
президент фонда "ИНДЕМ", бывший помощник президента РФ
  В этой же стране приобрела дачу экс-декан СПбГУ, а сейчас депутат Законодательного собрания Петербурга от "Справедливой России" Марина Шишкина. У мужа лидера петербургского отделения этой партии депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой есть дом в Греции.
  У Галины Валуевой, жены депутата Госдумы от "Единой России" известного петербургского боксера Николая Валуева, есть недвижимость в двух странах: жилой дом и квартира в Германии, а также дом в Испании. У жены депутата-единоросса Владислава Резника в собственности квартира в США.
  Под действие закона попадает и относительно скромная недвижимость в странах СНГ: например, земельный участок и дом на Украине, которыми владеют депутат Законодательного собрания Ирина Иванова и ее супруг.
  Впрочем, это только вершина айсберга. Декларации о доходах и имуществе госслужащих не отражают реального положения дел. "Наша семья одна из немногих в Госдуме, кто не оформил недвижимость за рубежом на офшорные компании, а зарегистрировал на себя", - заявила "ДП" депутат Оксана Дмитриева. Депутат Ирина Иванова рассказала "ДП", что слышала про новый закон, но пока не решила, что делать с недвижимостью: продать или подарить.
  Недовольство законодательной инициативой не побоялся выразить только вице-губернатор Василий Кичеджи. "Я выступаю за то, чтобы все россияне, а не только чиновники, имели право сами решать, где им хранить свои сбережения и приобретать недвижимость", - заявил он.
  Остальные владельцы иностраной недвижимости постарались дистанцироваться от любых комментариев по этой теме.
  Впрочем, уже сейчас понятно, что требования закона достаточно легко обойти. Лазейки содержатся в самом документе: авторы сделали исключение для тех, кому зарубежные счета и недвижимость нужны для решения служебных задач, получения медицинских или образовательных услуг. Получается, что госслужащие могут вполне легально иметь недвижимость на курортах, чтобы поправлять здоровье. Получение дополнительного образования, например в бизнес-школе МВА, поможет легализовать жилье практически в любой из европейских столиц.
  Еще одна уловка - подарить квадратные метры любому из ближайших родственников, за исключением жены и несовершеннолетних детей.
  Кроме того, можно оформить объект на компанию, зарегистрированную в офшоре. По словам директора департамента инвестиционных продаж NAI Becar в Петербурге Андрея Бойкова, этот способ пользуется популярностью: только при вложении небольших средств инвесторы оформляют объекты на себя или на членов семьи, а практически все доходные крупные объекты оформляют на отдельное юридическое лицо в стране, где находится объект, или в офшорной зоне.
  Таким образом, законопроект может загнать в тень тех немногих госслужащих, которые декларировали свою недвижимость.
  Андрей Бойков отмечает, что в отличие от российского рынка порог входа на зарубежный рынок в разы меньше. Например, покупка юнита в Германии может составить около 20 тыс. евро с доходностью 7-8% годовых.