Инфляция при Путине: как можно обесценить доллар больше, чем в США

Автор фото: Trend\Елена Яковлева

За 12 лет, с тех пор как президентом РФ впервые стал Владимир Путин, бумажные деньги в нашей стране обесценились в 4 раза. Пострадали не только владельцы рублевых сбережений, но и те, кто доверял главной мировой валюте - доллару США.

Как ни парадоксально, в России доллар обесценивался гораздо быстрее, чем у себя на родине. По официальным данным, за последние 12 лет в США инфляция составила около 40%, а в России - около 300%. Это означает, что сейчас американец может купить на $1000 в 1,4 раза меньше товаров из своей потребительской корзины.
При этом официальный курс доллара США по отношению к рублю изменился очень незначительно. В начале мая 2000 года официальный курс Банка России составлял около 28,5 рубля, то есть примерно на 3,5% дешевле, чем сейчас. Так что россиянин на ту же тысячу зеленых купит меньше почти в 4 раза, чем мог себе позволить 12 лет назад. "ДП" решил выяснить, кто виноват в таком безобразии, как долго оно еще продлится и что надо делать, чтобы сохранить сбережения.
Все мнения опрошенных экспертов можно свести к указанию на высокую российскую инфляцию и оправданию ее слишком быстро дорожающей нефтью. "Укрепление рубля по отношению к доллару было вызвано прежде всего колоссальным притоком валюты в страну из-за удорожания нефти и других сырьевых товаров. Усиление притока долларов снизило их относительную редкость в стране и, соответственно, снизило их цену, - пояснил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Свою роль сыграли чрезмерно жесткая финансовая политика руководства России, до сих пор поддерживающая искусственный денежный голод, а также общая посткризисная реакция. В результате дефолта 1998 года рубль обесценился вчетверо, и компенсационная реакция на это заняла несколько лет, в том числе и в начале 2000-х годов".
"Центробанк держит курс доллара высоким для сохранения конкурентоспособности продукции российских предприятий внутри страны, - говорит Роман Налейкин, персональный брокер компании "БКС". - При снижении курса доллара дешевый импорт вытеснил бы отечественных производителей. Если же рубль начать обесценивать, то это разовьет огромную инфляцию на внутреннем рынке, что выгодно российским экспортерам (сырье), но совершенно невыгодно импортерам (по большому счету, все остальные отрасли)".
В то же время Михаил Рамзаев из банка "Викинг" дает парадоксальное объяснение: "Да, номинальный курс доллара к рублю вырос незначительно, а реальный (с поправкой на инфляцию) курс в долгосрочной ретроспективе снизился значительно, но в этом нет ничего странного. Во-первых, США - это развитая страна с темпами среднего роста ВВП за 12 лет в лучшем случае 2,5%, а Россия - развивающаяся, темпы роста до 2009 года составляли 6-7%. Конечно, помогли цены на сырье, которое мы активно продаем за рубеж за те же доллары. Нефть, например, подорожала с $20 до $120 за баррель. Во-вторых, США продолжают постепенно терять политический и экономический вес в мире, американская валюта дешевеет, можно сказать, ко всему. Реальный курс доллара падает к валютам как крупных развивающихся стран, так и развитых - индекс доллара (рассчитывается к валютам развитых стран) упал с 2000 года со 110 до 80".
"В России совершенно другая структура спроса, - добавляет Михаил Хазин, президент консалтинговой компании "Неокон". - И другая структура цен. Цены на некоторые потребительские товары в России в 3-4 раза выше, чем в США. К примеру, автомобили вдвое дороже, чем аналогичные в США".
Высокая инфляция в России поддерживает и высокие ставки на рублевом долговом рынке. Профессиональные финансисты зарабатывают на разнице ставок, привлекая относительно дешевые долларовые кредиты, переводя их в рубли и размещая под более высокие проценты. Для простых граждан сия операция затруднена тем, что почти вся маржа, получаемая от разницы между ставками в рублях и в валюте, будет съедена разницей между ставками вкладов и кредитов в банках.
Кроме того, долгосрочная стабильность рубля отнюдь не исключает его краткосрочных весьма сильных колебаний. Достаточно вспомнить конец 2008 и начало 2009 года, когда за считаные месяцы доллар подорожал более чем на 50%, с 23,5 до 36 рублей. В это время владельцам долларовых кредитов оставалось только молиться, чтобы американская валюта вновь подешевела, или реструктуризировать свой долг, перекредитовываясь в рублях.
"Самый простой способ заработать на обесценивании доллара в России - это взять кредит в долларах, - подсказывает Роман Налейкин. - При этом инвестировать полученные деньги можно было и в недвижимость, и в акции, и в банковский рублевый вклад. Простой пример из жизни: в 2000 году за $12 тыс. можно было купить квартиру, в 2012-м - только скромную машину".
"Достаточно много людей, тратящих средства в валюте, вкладывались в рубли на долгое время и, покупая затем валюту, оказывались в выигрыше, - делится наблюдениями Михаил Делягин. - Собственно, когда россияне сберегают деньги в рублях, а не в валюте, они тоже зарабатывают на укреплении рубля, или, по крайней мере, не теряют на нем. Я знаю достаточно много таких людей, но, видя эффективность и мотивацию нашего государства, не могу следовать их примеру: за 12 лет я потерял в деньгах, но очень существенно сэкономил на валерьянке".
Михаил Хазин тоже развивает валерьяночную тематику: "Можно привлекать деньги в долларах и размещать в рублях. Но это опасно, потому что по рублю нет долгосрочной стабильности. Возможны сюрпризы, которые приведут к сильному ослаблению рубля. Например, внезапный дефолт российских банков, потому что у них уже сейчас не хватает ликвидности, а их обязательства в валюте достигают $500 млрд".
По мнению Михаила Хазина, тенденция обесценивания доллара может продолжиться, пока цены в России не сравняются с американскими. Другие эксперты придерживаются того же мнения. А стало быть, возможности заработать на разнице ставок, с оглядкой на риски, будут появляться. "Пока в нашу экономику будут приходить нефтедоллары, ЦБ будет держать курс в разумных пределах, при этом в кризисные периоды изменение курса может быть экстремальным, как это было в 2008 году", - полагает Роман Налейкин.
Михаил Делягин излагает свой сценарий ближайшего будущего: "Думаю, что сейчас наступит некоторое ослабление рубля, - перед выборами он был искусственно укреплен в политических целях, в результате чего федеральный бюджет только за I квартал потерял более четверти триллиона рублей, а промышленный рост в марте составил минимальные со времен кризиса 2%. Терпеть это дальше незачем, и рубль будут ослаблять. Но это ситуативная корректировка. В перспективе до срыва в системный кризис рубль еще может укрепиться. Но в системный кризис он рухнет".
"Считаю, что покупательная способность доллара постепенно продолжит падать по отношению к валютам ряда стран. С одной стороны, ряд экономик растут быстрее, чем экономика Америки. С другой стороны, укреплению доллара мешают внутренние факторы - дефицит торгового баланса и дефицит бюджета США. Конечно, пока доллар остается основной "спасательной" валютой. Кризисный период 2008-2009 годов показал, что американская валюта - это та гавань, в которую, когда штормит, бегут все", - рассуждает Михаил Рамзаев.
Абсолютных способов защитить сбережения от обесценивания в природе не существует. Банковские депозиты обычно проигрывают по доходности инфляции. Акции в среднем превосходят ее, но заставляют своих владельцев сильно нер­вничать, падая в цене в кризисные годы порой в разы. Веками проверенный способ - покупка золота - в последние 12 лет мог дать превосходный результат с точки зрения доходности. Желтый металл подорожал за этот период примерно в 6 раз. Это значит, что даже в России покупательная способность золота выросла в 1,5 раза, а в США - более чем в 4. Однако государство не очень-то заинтересовано в том, чтобы такой замечательный инвестиционный инструмент стал конкурентом депозитам, поэтому всячески затрудняет вложения в золото. Покупка слитков в России облагается НДС, инвестиционные монеты продаются банками с большой наценкой, а покупаются со скидкой, что отнимает у покупателя те же 15-20% вложенных денег, что и НДС. Обезличенные металлические счета, предлагаемые многими банками, не защищаются системой страхования вкладов.