С губернатором Петербурга может повториться "сценарий Лужкова"

Автор фото: Итар-Тасс
Николай Злобин

Почему становиться "медведевским" не имеет смысла, почему возможен московский сценарий с Валентиной Матвиенко – обо всем это рассказал политолог Николай Злобин.

"ДП": Как вы отнеслись к письму Лужкова к Медведеву об ущемлении демократии (о письме - читайте здесь>>>)?
Николай Злобин: Это письмо производит жалкое впечатление. Лужков плохо держит удар. Нельзя ставить президенту ультиматум, это совершенно дико с точки зрения чиновника, который работает на этого президента. Лужков, как и другие чиновники, боится, что ему придется столкнуться с реальной Россией. А этого жутко не хочется. При этом он - один из авторов той системы, которая сложилась в стране. Но, проезжая в бронированном автомобиле с охраной, он никогда результат этой системы для людей не видел.
Теперь же ему придется идти в суд, ворошить грязное белье, будут пересматриваться контракты его жены, он будет¬ как все мы. Это для них страшный удар. Он создал эту страну, что ж он боится жить как нормальный гражданин? Если ты 18 лет занимаешься строительством московской политики, вот и живи как москвич. Выходи 31-го на Триумфальную площадь, протестуй в защиту Конституции. То есть человек, который разгонял все эти парады несогласных, митинги геев, теперь упрекает Медведева, что он не соблюдает демократию. Это такая сильная ирония.
"ДП": Верите, что Лужков создаст партию, будет бороться за выборность мэров?
Николай Злобин: В демократы он пойти не может. Второй вариант Касьянова - оппозиционера, который стал оппозиционером из-за личной обиды на власть, не нужен. Создавать свою партию в 74 года? Можно, конечно: деньги есть, можно купить какое-нибудь СМИ. Но какая цель стоит? Только потому, что тебя уволили? Выглядит как детсад. Какая у него программа, ведь еще на прошлой неделе он был сопредседателем "Единой России".
"ДП": Смена элит будет тихой и бескровной?
Николай Злобин: В России нет механизма смены власти, поэтому смена не будет бескровной и логичной. Вопрос - насколько это жестко будет проводиться? Отставка Лужкова - это только начало, ведь он еще не ушел, он влиятельный чиновник, авторитетная фигура. Так что Кремль будет думать, какие методы надо предпринять для его уничтожения, если такая цель будет поставлена. Вплоть до вопросов по поводу семейного бизнеса, пересмотра контрактов, подачи в суд исков по поводу тех или иных решений - а за 18 лет там тысячи решений, которые можно начать пересматривать.
Дело не только в Лужкове, а в том, что вместе с ним должна уйти московская бюрократия, а это огромная политическая сила. Это не просто - снять Лужкова, здесь нужны тонкие деликатные действия, потому что зима приближается, коллапс в Москве никому не нужен, ни отопительный, ни транспортный. Если после него в городе станет хуже, выигрывать выборы-2012 станет сложнее. С уходом Лужкова, скорее всего, закончится история функционирования еще советской системы управления Москвой, которая сложилась при Гришине, когда Москва всегда была особым городом. Когда были специальные люди, которые в некоторых вопросах значили больше, чем министры. Вот Лужков вообще решил, что он выше президента. С уходом Лужкова все это рушится. Следующий мэр будет таким маленьким мэром, городским менеджером.
"ДП": Если проецировать ситуацию на Петербург, здесь возможен похожий сценарий? Считается, что Валентина Матвиенко не очень нравится Медведеву.
Николай Злобин: Безусловно, возможен. В первую очередь потому, что наша политическая система не подразумевает цивилизованных способов разрешения такого рода конфликтов. Все построено на договоренностях по понятиям, и снимать такого человека очень трудно. Его надо опозорить, его надо морально опустить, его надо морально уничтожить, если он не хочет уходить. Все это может случиться в Петербурге, существует масса договоренностей, взаимных обязательств. Возьмите того же Лужкова, к нему российские лидеры ходили годами: Юрий Михалыч, помоги, Юрий Михалыч, дай денег, закрой площадь, разгони несогласных... А потом, когда ты приходишь к нему и говоришь: Юрий Михалыч, мы решили тебя снять - он говорит: идите-ка вы, ребята, на хрен, я вам помогал 15 лет, а теперь вы решили меня снять?! Не пойдет!
"ДП": Только вряд ли Матвиенко будет сопротивляться, как Лужков?
Николай Злобин: Я думаю, что в зависимости от того, кто пойдет на выборы в 2012 году и кто выиграет эти выборы, ситуация начнет меняться очень быстро. Президент ведь, на минутку, будет сидеть 6 лет, а если пойдет Медведев, то называть его преемником будет уже как-то смешно. Какой он преемник, когда он будет 10 лет президентом - это больше, чем Путин. Если же на выборы пойдет Путин, то тоже не факт, что он будет сохранять свою команду.
"ДП": Вы знакомы с ельцинской, путинской, медведевской элитой. В чем отличия?
Николай Злобин: Все эти элиты отличаются в первую очередь по системе ценностей, которую они разделяют. Именно в этом и проблема: не прослеживается преемственность, вновь приходящая элита топчет и размазывает своих предшественников. Горбачев размазывал коммунистов, Ельцин размазывал Горбачева, Путин размазывал и во всем обвинял 1990-е. Поэтому вновь приходящую элиту воспринимают как врага. Второе - в России классический пример элит ранних победителей (термин западной политологии). Люди, пришедшие к власти под флагами реформ, проводят эти реформы, пока им это выгодно, после чего начинают их всячески замораживать.
Вот ельцинская и отчасти путинская элита - ранние победители, они довели реформы до того, как им стало максимально выгодно: до приватизации, монополизации власти - после чего все заморозили. И сегодня медведевская элита должна практически вырывать зубами все, что хочет получить. Война, безусловно, есть. Пока она не особенно заметна, но она будет нарастать. То есть каждый раз смена элит - трагедия для страны, это перераспределение собственности, власти, страну мотает из стороны в сторону.
"ДП": Но медведевская элита малочисленна…
Николай Злобин: Она не малочисленна, она находится в подполье, будет там находиться из чувства самосохранения, пока Медведев не скажет, что он идет на выборы 2012 года. Потому что становиться медведевским, когда есть вероятность, что пойдет Путин, нет никакого смысла. Медведевская элита - она такая партизанская: все выжидают и смотрят на Медведева, поэтому вопрос 2012 года такой острый. Если Медведев решит идти на выборы, она сформируется буквально за несколько дней.
Справка: Николай Злобин – директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности (США, Вашингтон). Постоянный участник валдайского клуба. Автор 14 книг и более 200 материалов на академические темы.