На прошлой неделе глава Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России Фатых Гарифуллин обратился к руководству Русской православной церкви (РПЦ) с просьбой разрешить мусульманам молиться в православных храмах, сообщает информагентство IslamNews. Официального ответа пока не последовало. Религиоведы усматривают в этом обращении популизм и сомневаются в том, что сами мусульмане пойдут в христианские храмы. А православные батюшки уверены: РПЦ удовлетворять эту просьбу не стоит.
"Отсутствие должного количества мечетей в крупных городах вынуждает
российских мусульман и летом, и зимой совершать пятничные намазы под открытым
небом, – цитирует Фатыха Гарифуллина информационное агентство IslamNews. – Это
наносит вред здоровью людей, создает определенную социальную напряженность в
обществе. В этой связи я хотел бы обратиться к главе Русской православной
церкви, многоуважаемому патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, с просьбой
позволить мусульманам по пятницам проводить богослужения в православных храмах.
Этот шаг стал бы не только проявлением Христовой любви к ближнему и страждущему,
но и прекрасным жестом на пути установления взаимопонимания между исламом и
православием в России". По словам Фатыха Гарифуллина, мусульманам позволительно
совершать намаз везде, за исключением кладбища, бани и туалета.
"С точки зрения канонов я с трудом представляю, как мусульмане будут молиться
в православной церкви, – говорит политолог, исламовед Борис Подопригора. – Хотя
бы потому, что в православных храмах нет михраба – молитвенной ниши, которая
помещается в обращенной к Мекке стене мечети. К тому же я не понимаю, почему
непременно нужно идти в православный храм, когда намаз можно совершить,
оставшись дома и обратившись на восток. Мне кажется, в обращении Фатыха
Гарифуллина есть элемент популизма".
По мнению Бориса Подопригоры, большинство российских мусульман не пойдет
молиться в православные храмы – как и исповедующие христианскую веру не пойдут
молиться в мечеть. "В России нет традиций экуменического единения представителей
различных конфессий, – отмечает Борис Подопригора. – В других странах это
развито сильнее. Например, в главном храме столицы Бразилии могут совершать
молитвы и мусульмане, и христиане. В России такого нет".
"Я, конечно, не востоковед, а просто здравомыслящий православный человек. Но,
отталкиваясь от истории взаимоотношений православного и мусульманского миров,
могу сказать, что, на мой взгляд, позволить мусульманам творить намаз в
православном храме абсолютно недопустимо, – заявил протоиерей Казанского
кафедрального собора Петербурга отец Константин. – Я скажу так: пусть они
(мусульмане – ред.) сначала вернут нам Софийский собор в Константинополе, а
потом поговорим".
"Это, конечно, дело патриарха, но, на мой взгляд, на этот запрос Тюменского
казыята вряд ли последует положительный ответ, иначе произойдет раскол церкви, –
сообщил пожелавший остаться неизвестным настоятель одного из храмов Петербурга.
– А молиться можно везде. Первые христиане молились в пещерах".
"Мне лично кажется, что просьба главы Тюменского казыята Духовного управления
мусульман Азиатской части России Фатыха Гарифуллина разрешить мусульманам
молиться в православных храмах носит не практический, а декларативный характер,
– говорит священник Свято-Троицкого Измайловского собора Петербурга Константин
Пархоменко. – Интересно, знает ли об этой инициативе верховный муфтий России,
мусульманский иерарх в России. Одобряет ли они ее?.. Получение мусульманами
официального разрешения на совершение намаза в православных храмах может
привести не к хорошим, а к дурным последствиям. Не к миру, а к религиозному
конфликту... Если достопочтенный муфтий Фатых Гарифуллин считает для себя лично
– подчеркиваю, лично – возможным молиться в православном храме, не думаю, что
его мысли разделяет большинство других мусульман, которые, кстати, в мечеть
христиан не допускают".