07:0029 декабря 200607:00
5просмотров
07:0029 декабря 2006
27 декабря исполнилось 4 года со дня принятия ФЗ «О техническом регулировании». Ассоциация Строителей России проанализировала эффективность этого закона и его влияние на состояние отрасли.
27 января исполнилось 4 года со дня принятия Федерального Закона «О техническом регулировании». За этот период реформа технического регулирования в России так и не реализована, более того, фактически не начата. Принят всего один технический регламент в автомобильной отрасли.
Более того, остаются замороженными более 25 тысяч национальных стандартов и нормативно-правовых документов, регулировавших вопросы безопасности производимой в стране продукции и связанных с её безопасностью процессов производства до принятия Закона.
Основные проблемы, возникшие в ходе реформы технического регулирования заключаются в следующем:
1.Устанавливаемые Законом принципы технического регулирования по ряду положений существенно отличаются от принципов, используемых во всем мире, в том числе одобренных в рамках Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), практикуемых в странах ЕС, которые являются основным торговым партнером России.
2. В отличие от мировой практики, Закон предлагает решать вопросы безопасности производимой продукции по отраслевому принципу. В то же время в Европейском Союзе, США и других странах законотворчество осуществляется по видам опасности, что позволяет не создавать законы для регулирования каждой узко специализированной отрасли, а установить минимальный уровень безопасности для опасной продукции.
3. В сферу российского Закона «О техническом регулировании» включены также требования по регулированию процессов производства. Это отличается от подхода, выработанного ЕЭК ООН, ЕС, США, принятого нашими партнерами по СНГ - регулировать не все процессы производства, а только требования к ним, без которых невозможно обеспечение безопасности продукции.
4. В международной практике законодательно регулируются только общие требования к безопасности продукции. Все конкретные характеристики приводятся в стандартах, на которые ссылаются регламенты и директивы. В Законе «О техническом регулировании», напротив, взят на вооружение метод перевода всех требований, содержащихся в национальных стандартах в создаваемые технические регламенты, которые должны иметь статус федеральных законов: Закон запрещает вводить в технические регламенты ссылки на стандарты. На практике, при разработке технических регламентов это приводит к необходимости установления в технических регламентах отдельных, не систематизированных, требований российских стандартов, СНиПов и СаНПиНов. Таким образом, на свет появляются проекты объемом в 500 страниц и более, фиксирующие и без того низкий уровень безопасности вчерашнего дня, содержащийся в большинстве давно не обновлявшихся стандартов.
5. Несовершенство механизма разработки и финансирования технических регламентов привело к тому, что узкие группы специалистов, либо отдельные компании, лоббируют принятие разработанных ими регламентов, не отвечающих интересам как отдельных отраслей, что может привести к установлению их доминирующего положения на рынке.
Ассоциация Строителей России подчеркивает, что необходимы кардинальные изменения принципов Закона «О техническом регулировании», не раз отмеченные Первым заместителем Председателя Правительства РФ Д.А.Медведевым, которые позволят завершить начатую реформу в намеченные сроки и подготовить почву для снятия излишних административных барьеров в сфере обеспечения безопасности, выполнить одно из основных требований в рамках присоединения России к ВТО – отсутствие технических барьеров в торговле.
В настоящее время в Государственную Думу внесены поправки, подготовленные Правительством Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, депутатами Государственной Думы. Эти предложения направлены на повышение эффективности реформы технического регулирования, обеспечение сближения формируемой в России системы регулирования с международно-признанной моделью, более четкое понимание сферы применения закона.
Законопроект отражает в целом позицию Российского союза промышленников и предпринимателей, Союза нефтегазопромышленников России, Российского союза строителей, Ассоциации Строителей России, Объединения автопроизводителей России, Ассоциации автомобильных инженеров, представителей черной металлургии, крупнейших корпораций страны и многих других отраслевых объединений и предприятий. 15 декабря т.г. законопроект в целом одобрен на совещании Общероссийской Общественной Организации среднего и малого предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
<br><b>Департамент общественных связей <br>Ассоциации Строителей России <br>тел. (495) 721-10-54 <br>e-mail: <a href="mailto:pr@a-s-r.ru">pr@a-s-r.ru</a><br><a href="http://www.a-s-r.ru/">www.a-s-r.ru</a></b>