Цветочные салоны держатся на флористах

Шаг первый.

<BR><BR>Шаг первый.<BR><B>Бизнес-план</B><BR>По отзывам специалистов, салон цветов окупает себя и начинает приносить прибыль примерно через 1,5 года.<BR>Консалтинговые фирмы берут за разработку бизнес-плана от $150.<BR>"Но, если будущий владелец салона выполнит эту работу самостоятельно, он получит немало ценных сведений о цветочном бизнесе", -- считает генеральный директор ООО "Цветочная кофейня" Любовь Бакеева.<BR>В бизнес-плане цветочного салона следует отразить:<BR>-- сумму капитальных вложений и текущих затрат и график планируемого поступления средств; конкурентную среду; инфраструктуру района;<BR>-- рыночную стратегию предприятия; затраты на аренду (или покупку) помещения;<BR>-- затраты на ремонт и дизайн помещения; вложения в оборудование и товар; процент нереализованного товара; расходы на зарплату персоналу; расходы на рекламу;<BR>планируемые объемы продаж; спектр дополнительных услуг клиентам (изготовление букетов и композиций, оформление интерьеров на заказ, доставка цветов и др.); время выхода на так называемую "точку безубыточности" -- уровень, когда торговое предприятие начнет себя окупать.<BR>Шаг второй.<BR><B>Помещение</B><BR>"Безошибочный выбор места на 50% определяет успех в цветочном бизнесе, -- считает генеральный директор ООО "Антуриум" Самвэл Худоян. -- Так как цветы -- товар скоропортящийся, количество покупателей становится очень важным фактором. Значит, торговую точку нужно открывать в оживленном, людном месте".<BR>Для обустройства цветочного салона подойдет помещение от 50 м до 160 м2. В салоне цветов должен быть как минимум один торговый зал (от 20 м2 и больше), а также офис, склад, комната для работы флориста, технические помещения. Если позволяют площади, можно оборудовать в салоне специальную холодильную комнату для срезанных цветов. Площадь такого склада в разных салонах города составляет от 6 до 100 м2. Нужная температура (от 10 до 18 Сш) поддерживается с помощью кондиционера.<BR>Дизайн интерьера может разработать штатный дизайнер-флорист фирмы.<BR>"Цветы -- и товар, и лучшее украшение салона, -- считает генеральный директор ООО "Цветочная кофейня" Любовь Бакеева. -- Имея хорошего дизайнера, который способен с максимальной выгодой использовать каждый сантиметр площадей, можно ожидать, что чем больше вложено в интерьер, тем выше будут прибыли".<BR>Придать салону индивидуальность способны также оригинальная торговая мебель и хорошо подобранная, спокойная фоновая музыка. Если позволяют площади и средства, можно оборудовать не один, а два и больше торгово-демонстрационных зала.<BR>В Москве в некоторых салонах рабочее место флориста обустраивают прямо в демонстрационном (торговом) зале, и он работает на глазах у посетителей. "Можно ожидать, что в ближайшее время эта мода придет и в Петербург", -- предполагает Любовь Бакеева.<BR>Шаг третий.<BR><B>Оборудование</B><BR>Для обустройства цветочного салона понадобятся стеллажи, стойки и горки, на которых разместятся растения, а также рабочий стол дизайнера-флориста и холодильники для хранения живых срезанных цветов.<BR>Для закупки оборудования владельцу небольшого салона нужно не менее $5 тысяч (и больше).<BR>Стеллажи могут быть как стационарными, так и передвижными, на колесиках. Профессиональную мебель можно купить в фирме, занимающейся поставками торгового оборудования. Можно также заказать ее по индивидуальному проекту в любой фирме, занимающейся изготовлением торговой мебели. "Для салона цветов очень важна индивидуальность, -- считает генеральный директор салона "Модный букет" Юрий Ивлев, -- поэтому лучше заказать мебель, чем покупать готовую".<BR>"Трудно говорить о средних ценах на оборудование, изготовленное по индивидуальному заказу, -- считает генеральный директор ООО "Цветочная кофейня" Любовь Бакеева. -- Каждая фирма держит свои цены. Например, у нас был проект стеллажа в форме кованой винтовой лестницы. В одной фирме за изготовление попросили $5 тысяч, в другой этот заказ выполнили меньше чем за $300. Примерно так же было и со стеллажами, и с вывеской".<BR>Для хранения живых срезанных цветов можно использовать обычный профессиональный холодильник, какие используют в гастрономических магазинах. Его устанавливают в торговом зале, цветы в нем хранят в воде при температуре 5-7 Сш. Многие предпочитают использовать холодильные камеры для хранения напитков с прозрачной дверцей или стеклянные холодильные витрины. Очень популярны холодильники, сделанные на заказ из стеклопакетов, полностью прозрачные. Чем больше салон и ассортимент цветов в нем, тем больше холодильников понадобится. В среднем требуется от одного до трех холодильников.<BR>Шаг четвертый.<BR><B>Товар</B><BR>Для комплектации ассортимента цветочного салона понадобятся:<BR>-- живые срезанные цветы (как правило, не менее 20 позиций);<BR>-- горшечные цветы (обычно не менее 20 позиций);<BR>-- сопутствующие товары (керамика, подкормки, сувениры и др.);<BR>-- упаковка;<BR>-- тэйп-ленты, "оазисы" для композиций из срезанных и сухих цветов, декоративные растения для оформления букетов и другие материалы для работы дизайнеров и дизайнеров-флористов.<BR>Специалисты советуют ввести в ассортимент цветочного салона как минимум четыре-пять сортов роз (они остаются самыми популярными из срезанных цветов, а наибольшим спросом пользуются красные, розовые и белые розы), два вида хризантем, три-четыре вида гвоздик.<BR>Все материалы можно приобрести в оптовых фирмах. Самыми крупными из них в Петербурге являются ООО "Дизайн-Плюс", ООО "Оранж", ЗАО "Санкт-Петербург Флора Интернешнл". Большую часть живых цветов оптовики закупают на самом крупном в мире цветочном аукционе в Голландии, в городе Алмеере, недалеко от Амстердама. "Аукцион проводится в самом большом в Европе крытом здании площадью более 5 тысяч м2. Ежедневно здесь собираются 1,5 тысячи баеров, представляющих страны всего мира, -- рассказывает генеральный директор ООО "Антурион" Самвэл Худоян. -- Цветы привозят отовсюду: из Голландии, Эквадора, Израиля, Франции и т.д. Торги идут в трех оборудованных для электронной торговли залах. Цветы стоят в вазах на движущейся транспортерной ленте, которая проходит через зал. Каждый баер должен быстро оценить качество образцов той или иной партии и, так как аукцион идет "на понижение", нажать кнопку электронного устройства, как только цена достаточно опустится. Но если цену снизили, а заявку никто не подал, партия цветов снимается с торгов и тут же уничтожается". Полный срок хранения срезанных цветов составляет 20 дней. Цветы из Голландии в Петербург завозят 2 раза в неделю, в понедельник и пятницу. Таможенные пошлины на ввоз цветов и расходы на перевозку удорожают стоимость каждого стебля в 4-5 раз.<BR>Оптовые фирмы поставляют товар торговым предприятиям с наценкой в 100%. "На первую партию товара уходит в среднем $5 тысяч, -- считает генеральный директор ООО "Цветочная кофейня" Любовь Бакеева. Наценка салонов цветов и цветочных павильонов составляет 100% от оптовой цены. Для розничных продавцов затраты на два непроданных цветка окупаются одним проданным. Для оптовиков затраты на пять непроданных цветков должны окупаться одним проданным. На этих условиях обеспечивается рентабельность бизнеса. Получать дополнительные прибыли позволяют периоды пиковых продаж, когда спрос на цветы становится ажиотажным. Такие периоды приходятся на 8 марта, 1 сентября, а в последние годы и 14 февраля (День святого Валентина). Так, только в период со 2 по 11 марта цветочные магазины делают 10-15% годового оборота. Цены на цветы 8 марта повышаются в 3-4 раза. По словам Любови Бакеевой, салон цветов окупает себя и начинает приносить прибыль примерно через 1,5 года.<BR>Шаг пятый.<BR><B>Салон или павильон</B><BR>На торговле цветами специализируются уличные цветочные павильоны и салоны цветов. Между этими двумя типами торговых точек существуют принципиальные отличия.<BR>"С финансовой точки зрения цветочный павильон в бойком месте сейчас держать выгоднее, чем салон", -- полагает генеральный директор салона "Цветы", принадлежащего ООО "Леди Грин", Елена Афонькина.<BR>Суточная выручка одного павильона, расположенного вблизи оживленной станции метро, может достигать 40-60 тысяч рублей в день. При этом, например, возле станции метро "Московская" работает 28 цветочных павильонов, и ассортимент товара в них почти одинаков.<BR>В то же время средний салон цветов при хорошо поставленном деле приносит 10-15 тысяч рублей выручки в день.<BR>"Причем появление поблизости еще одного цветочного салона может составить серьезную конкуренцию и существенно уменьшить доходы", -- считает генеральный директор ООО "Цветочная кофейня" Любовь Бакеева.<BR>Однако в последние год-два спрос на цветочном рынке заметно сместился в сторону дизайнерских букетов, композиций, горшечных растений. Покупатели все чаще предпочитают их обычным срезанным цветам, которыми, как правило, ограничивается ассортимент ларьков. Покупатели также предпочитают тот уровень сервиса, который им могут предложить в салонах цветов.<BR>Шаг шестой.<BR><B>Кадры</B><BR>Специалистов для работы в цветочном бизнесе выпускает петербургское отделение московской школы цветочного дизайна "Николь", факультет ландштафтных искусств Международного института искусств, Центр "Сигнум" и многочисленные курсы флористики.<BR>Самыми ценными сотрудниками для салона цветов являются мастер-флорист (специалист по живым цветам и композициям из них) и флорист-дизайнер (специалист по композициям из сухих цветов). Иногда один специалист владеет обеими профессиями.<BR>Владельцы салонов советуют приглашать на работу не "свежего" выпускника курсов, а мастера с опытом и предпочтительнее всего имеющего дипломы профессиональных выставок и конкурсов. Хороший флорист зарабатывает до $1000 в месяц.<BR>Подбор продавцов-консультантов владельцы салона обычно производят вместе с флористом. Обычно зарплата продавца складывается из фиксированного оклада (3 тысячи рублей в среднем) и процента от объема продаж (как правило, 5% от стоимости проданных цветов).<BR>В среднем по городу зарплата продавца цветочного салона составляет 7 тысяч рублей. Практически все салоны выплачивают своим сотрудникам премии в период пиковых периодов продаж. Размер премии продавца может доходить до 300% от месячной зарплаты. В штат магазина должны входить также администратор, бухгалтер и кассир. Многие магазины цветов держат своего водителя, так как не все оптовики берут на себя доставку цветов заказчикам.<BR>