Минтранс и МПС поддержат товарный экспорт

Минтранс России и МПС России постановили в месячный срок завершить разработку плана совместных действий по транспортному обеспечению российской внешней торговли, сообщает пресс- центр Минтранса РФ.

<BR><BR>Минтранс России и МПС России постановили в месячный срок завершить разработку плана совместных действий по транспортному обеспечению российской внешней торговли, сообщает пресс- центр Минтранса РФ.<BR>Это обсуждалось на расширенном заседании коллегий Минтранса России и МПС России "О взаимодействии Министерства путей сообщения Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации по транспортному обеспечению российской внешней торговли на основе сбалансированного развития портовых транспортных узлов России".<BR>Минтранс России и МПС России в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, данными на заседании Президиума Госсовета в Междуреченске в августе 2002 года, и решениями Правительства по поддержке товарного экспорта (последнее было принято в ноябре текущего года) ведут постоянную совместную работу по развитию транспортной системы страны.<BR>В мае 2000 года состоялось совместное заседание коллегий Минтранса России и МПС России, посвященное этой теме. Была создана межведомственная рабочая группа по координации взаимодействия федерального железнодорожного, морского и речного транспортов. Нынешнее совместное заседание коллегий призвано подвести итог по проделанной работе и наметить пути дальнейшего развития транспортного комплекса.<BR>На расширенном заседании коллегий было отмечено, что планы совместной работы в основном выполняются.<BR>Экспорт стратегической продукции -- нефти, удобрений, угля, металла -- через российские морские порты играет исключительно важную роль в экономике страны. В 2001 году в морских портах России было переработано порядка 200 млн тонн грузов, что на 10% больше уровня 2000 года. А в 2002 году этот объем превысит уже 250 млн тонн. На увеличение объема экспорта через российские порты оказала воздействие проведенная в августе 2001 года унификация железнодорожных тарифов. Удельный вес перевозок через порты увеличился с 29 до 35%, а через пограничные станции уменьшился с 71 до 65%. <BR><BR><B>Развитие портов</B><BR>За истекший период были развернуты работы по развитию морских портов и усилению припортовых станций и железнодорожных подходов к ним в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Усть-Луге, разработаны предложения по созданию Российской национальной контейнерной компании, подготовлен проект федерального Закона "О транспортно-экспедиторской деятельности".<BR>Проводится мониторинг внешнеторговых и транзитных грузопотоков, следующих через российские порты, по объемам и номенклатуре, формируются конкурентоспособные сквозные тарифные ставки, внесены соответствующие корректировки в Программу возрождения торгового флота России.<BR>Вместе с тем на совместном заседании коллегий было отмечено, что изменения структуры внешней торговли требуют повышения уровня координации работы двух ведомств в развитии морских транспортных узлов.<BR>В этой связи наиболее важным представляется вопрос согласованного развития инфраструктуры портов, припортовых железнодорожных станций и подходов к ним. Основным документом, определяющим развитие транспорта до 2010 года, является федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)". Она предусматривает дальнейшее переключение национальной грузовой базы из портов сопредельных стран на российские порты, расширение экспортных возможностей и развитие международных транспортных коридоров (МТК). В рамках программы на развитие портовых мощностей до 2010 года планируется направить 157,5 млрд рублей, на развитие припортовых станций -- 9,7 млрд рублей.<BR><BR><B>Уточнить программу</B><BR>Учитывая новые тенденции развития внешней торговли, коллегии Минтранса России и МПС России считают необходимым уточнить показатели федеральной целевой программы, предусмотрев увеличение портовых мощностей по экспорту зерна до 15 млн тонн, по экспорту угля -- до 45 млн тонн, нефтепродуктов -- до 100 млн тонн, по переработке контейнеров -- до 1,0 млн тонн.<BR>На расширенном заседании коллегий были также определены главные направления совместной работы над нормативной правовой базой деятельности транспортных узлов. Существующие правила, которые были выработаны еще в 1991 году, в определенной мере являются тормозом во взаимоотношениях железных дорог с портами.<BR>В связи с разработкой пакета законов о реформировании железнодорожного транспорта предстоит фактически полный пересмотр существующей правовой базы. На заседании коллегий был согласован план утверждения и унификации правовых документов, которые будут использоваться в процессе реформирования МПС и создания Росморпорта. Работа по приведению в соответствие современным требованиям нормативной базы взаимодействия портов и припортовых станций будет завершена во II квартале 2003 года.<BR>Одним из приоритетных направлений развития транспортной системы России коллегии считают ускоренное развитие технологий контейнерных и контрейлерных транспортных систем для оптимального взаимодействия видов транспорта при смешанных перевозках. Это позволит укрепить позиции МТК, проходящих по территории России. Принято решение в первом полугодии 2003 года разработать проект концепции развития контейнерных и контрейлерных перевозок в Российской Федерации.<BR>Кроме того, было решено создать межведомственную рабочую группу для выработки стратегии развития морских железнодорожных сообщений на линиях Усть-Луга -- Калининград -- порты Германии; Махачкала -- порты Казахстана, Туркмении, Ирана; черноморские порты России -- порты Украины и Болгарии, Ванино -- Холмск.<BR><BR><B>Система логистических центров</B><BR>Коллегии считают необходимым условием развития транспортной системы России широкое использование современных информационных технологий, на которые будет опираться вся система организации, управления и коммерции в транспортных узлах.<BR>Одним из наиболее действенных средств улучшения работы смежных видов транспорта будет создание единой системы логистических центров. Это позволит, в частности, рационально планировать и организовывать доставку грузов различными видами транспорта, наладить комплексное транспортное обслуживание клиентов, расширить перечень оказываемых услуг и значительно повысить их качество, эффективно контролировать выполнение графика перевозок и сократить время доставки.<BR>Успешному функционированию логистических центров будет способствовать создание единого информационного пространства на основе современных информационных технологий. Эта мера значительно повысит эффективность взаимодействия систем управления железнодорожным и морским транспортом, облегчит пользователям доступ к единой информационной сети "порт -- железная дорога".<BR>Коллегии Минтранса России и МПС России постановили в месячный срок завершить разработку плана совместных действий по основным направлениям внешнеторговых грузов на 2003 год. (О.Ш.)<BR>