День Победы: Обуховский завод

Автор фото: Музей истории Обуховского завода

Обуховский завод, одно из старейших предприятий города, был основан еще в 1863 году. Сейчас он входит в концерн ПВО "Алмаз-Антей", а во время войны на заводе "Большевик" (так он тогда назывался) ремонтировали и изготавливали орудия для фронта.

В резолюции, принятой коллективом предприятия и опубликованной 23 июня в заводской газете, говорилось: "В грозные дни, которые переживает наша Родина, мы, рабочие, инженерно-технические работники и служащие завода "Большевик", отвечаем на вероломное нападение врага массовым вступлением в народное ополчение. Тыл и фронт у нас неотделимы. Армия и народ — одно целое. Будем работать с напряжением, как требует чрезвычайная обстановка. Мобилизуем все и всех для полного уничтожения врага…". Из числа добровольцев были сформированы рабочий батальон, пять партизанских отрядов, истребительный батальон, полк народного ополчения.
В первые месяцы войны состав работников завода сильно изменился. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины (к декабрю 1941 года доля женского труда составляла от 30 до 50% в разных цехах) и подростки 13-15 лет. Вернулись к станкам и мартеновским печам ветераны. Работа на заводе не прекращалась даже ночью. И несмотря на значительное сокращение числа работников, завод не снижал производства: за июль-август 1941 года сталевары выплавили металла столько же, сколько за первое предвоенное полугодие.
В сентябре 1941 года Ленинград оказался отрезанным кольцом блокады. Но трубы Обуховского завода по-прежнему дымили. Он подвергался интенсивным обстрелам и бомбежкам. С 4 сентября 1941-го по 1944 год на завод было сброшено более 3,5 тыс. артиллерийских снарядов, более 500 крупных и несколько тысяч зажигательных авиабомб. Завод работал для фронта и одновременно сам был частью фронта. Самой трудной стала зима 1941-1942 года. Остановились прокатка, кузница, сталефасонный и мартеновский цеха. Законсервировав оборудование остановившихся цехов, люди уходили на другие участки производства. Несмотря на отсутствие топлива и почти полное отключение электроэнергии, обстрелы и бомбежки, большую смертность людей от истощения, завод не прекращал работы. Вручную сборщики ремонтировали прибывающие с фронта орудия. Здесь ремонтировали артиллерийские установки, изготавливали железнодорожные батареи, станки для пулеметов. В 1941 году заводчане участвовали в ремонте легендарного линейного корабля "МАРАТ" ("Петропавловск"), который оборонял Ленинград всю войну.
"Случалось, что были остановки из-за отсутствия топлива, но мы продолжали трудиться в других цехах, а как только поступало топливо, возвращались в прокатку. Трудно было нести трудовую вахту также из-за голода. В пищу шли крапива, лебеда и даже клевер. И вот в таких нечеловеческих условиях цех ежедневно выдавал боевую продукцию. Мы в то время катали корпуса для тяжелых снарядов. Сознание того, что наш труд помогает сдерживать озверевшего врага, придавало нам силы", — из воспоминаний П. Родионова, работавшего на заводе, от 7 мая 1965 года.

Все, и даже больше

Несмотря на тяжелые условия, на заводе зародилось движение "За ремонт и изготовление орудий в свободное от работы время". Во внеурочное время было изготовлено 9 тыс. кинжалов, более 3 тыс. саперных лопаток, отремонтировано более 20 орудий.
С ноября 1941-го по апрель 1942 года большая группа работников завода работала на постройке и обслуживании Дороги жизни, на переоборудовании 5-й ГЭС с угля на торф и на подаче топлива.
В военные годы завод бесперебойно снабжал армию орудиями, минами, снарядами. Было изготовлено более 20 тыс. бронетанковых и фугасных снарядов, выпущено более 90 тыс. деталей для реактивных мин М-13 ("Катюша"), 11 тыс. разных деталей для пулемета "Максим", 125 тыс. мин калибра 82 мм; создано 30 новых артиллерийских батарей на железнодорожных платформах; во II квартале 1944 года налажено серийное производство противотанковой пушки.
Кроме того, по заданию штаба Ленинградского фронта завод изготавливал десантные сани, саперный и строительный инструмент. В годы Великой Отечественной войны погибло от бомбежек и умерло от голода более 4 тыс. работников завода, еще 5 тыс. заводчан пали в боях на фронтах. "В столе нашел список умерших за время блокады в 29-м цеху. Это потери войны и блокады. Из всего штата 400 человек — 227 умерли", — из дневника Д.Г. Скипского, заместителя главного энергетика и начальника ТЭЦ завода в 1941-1945 годах. За время Великой Отечественной войны были награждены медалями тысячи работников завода.

Снова к жизни

Ущерб, который нанесла заводу война и блокада, был огромным. В течение нескольких послевоенных лет шел капитальный ремонт цехов, восстанавливались их производственные мощности. Работы начались еще во второй половине 1943 года. Металлурги с помощью всего завода восстанавливали мартеновскую печь. В августе этого же года, когда на территории завода еще рвались снаряды, мартен дал первую плавку стали. Очень трудоемким оказался ремонт и мартеновской печи №9. Но через 1,5 года, в апреле 1945-го, эта печь — одна из самых крупных мартеновских печей в Ленинграде — снова заработала.
Истории Победы