Вплоть до увольнений: гонка зарплат в Петербурге сменилась оптимизацией расходов

Петербургский бизнес столкнулся с необходимостью жёсткого сокращения расходов
Автор фото: Andrii Yalanskyi/Shutterstock/FOTODOM
Сокращение сотрудников неизбежно при оптимизации, но не во всех отраслях
Сокращение сотрудников неизбежно при оптимизации, но не во всех отраслях

В прошлом году главными проблемами у петербургского бизнеса были дефицит кадров и рост зарплат. Сейчас перед компаниями стоят новые вызовы. Главный из них — оптимизация затрат. Настало время жёсткого сокращения расходов.

Изменения в стратегиях компаний уже фиксируют рекрутеры. Если в 2025 году работодатели отдавали приоритет удержанию персонала, то теперь — повышению производительности, следует из исследования hh.ru. По данным сервиса, рост эффективности труда станет ключевым трендом этого года на российском рынке труда. Более половины респондентов ожидают его заметного проявления. В особенности это касается крупных предприятий численностью более 1 тыс. сотрудников, здесь три четверти опрошенных планируют вкладываться в повышение производительности.
При этом петербургские работодатели всё активнее инвестируют в навыки сотрудников и использование искусственного интеллекта.
"Рынок труда всё более отчётливо движется в сторону навыкоцентричного подхода. Работодателям важны практические навыки кандидатов, их способность быстро адаптироваться и осваивать новые инструменты", — отмечает руководитель направления "Карьера и навыки" hh.ru Марина Дорохова.
По словам заведующего кафедрой социологии и управления персоналом СПбГЭУ Максима Петрова, бизнес переходит от фазы борьбы за рост и выживание к стадии жёсткой финансовой дисциплины. Эксперт выделяет сразу несколько факторов, которые подталкивают компании к снижению расходов.
Прежде всего это ужесточение финансовых условий; замедление спроса и неопределённость доходов; рост издержек, который нельзя переложить в цену; налоговая и регуляторная нагрузка. Кроме того, происходит смена управленческого фокуса от экстенсивного роста и "пожарных" решений к эффективности, а на ситуацию также влияют структурные изменения рынков.
"У нас по–прежнему действует жёсткая денежно–кредитная политика. Это означает высокие процентные ставки. Значительная часть расходов бизнеса и домохозяйств ведётся на заёмные средства, а они дорожают. Это напрямую приводит к тому, чтобы сокращать те расходы, которые связаны с кредитами. Прежде всего это отказ от долгосрочных инвестиций: строительства, открытия новых площадей, закупки оборудования. В любом бизнесе всегда есть потенциал для повышения эффективности. Ситуация заставляет искать, где есть неэффективные траты, от которых можно отказаться без серьёзного ущерба. Это касается и сокращения рабочей силы, которая может быть не столь важна, и стимула к внедрению технологий, например искусственного интеллекта, для снижения издержек", — соглашается профессор Санкт–Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург Александр Скоробогатов.

На чём будут экономить

Как отмечают опрошенные "ДП" эксперты, массовых сокращений ждать не стоит, но перестройка кадровой политики возможна, а где–то даже неизбежна. По словам Петрова, наибольшие риски сокращений присутствуют в IT, маркетинге и PR, консалтинге, девелопменте и смежных отраслях, административных подразделениях. Наименее вероятны увольнения в промышленности, логистике, энергетике, сырьевом секторе, агропроме, сферах критической инфраструктуры, продаж и клиентского сервиса.
"Помимо персонала и IT бизнес сейчас очень внимательно смотрит на три крупных блока затрат — маркетинг, аренду и лизинг. Их не просто режут, а переформатируют под новую экономику эффективности. Важно не просто сокращать затраты, а подходить к этому процессу стратегически, учитывая влияние расходов на качество продукции и уровень сервиса", — отмечает социолог.
Скоробогатов же считает, что итоговый эффект на расходы в маркетинге неочевиден, поскольку у компаний могут усилиться стимулы бороться за потребителя в условиях сокращения спроса.

Дело в штате

В ретейле основной фактор, который заставляет снижать расходы, связан с необходимостью предлагать покупателям конкурентоспособные цены. Директор по персоналу группы "Лента" Татьяна Юркевич отмечает, что транслирование на полку рост закупочных цен и тарифов ЖКХ, затрат на персонал означает проигрыш в конкурентной борьбе.
Поэтому рост производительности и оптимизация процессов для розницы — задача номер один. Второй фактор — сравнение собственных затрат с затратами конкурентов. Впрочем, и дефицит сотрудников тоже никуда не делся. Торговые сети планируют в этом году расширение штата сотрудников из–за выхода в новые регионы.
"Скорее всего, будет перетекание сотрудников из одних сетей в другие, но суммарная численность сотрудников останется примерно на прежнем уровне. Нехватка кадров в отрасли сохраняется, несмотря на некоторое улучшение ситуации на рынке труда", — говорит Татьяна Юркевич.
В пресс–службе "Магнита" подтвердили, что также не планируют сокращать штат. Напротив, в компании расширяют воронку кандидатов и принимают на работу в розницу подростков от 14 лет и людей старше 50 лет, что позволяет закрывать вакансии. Параллельно ведётся работа по автоматизации и внедрению технологических решений в розничные и логистические процессы. Один из способов оптимизации расходов в ретейле — автоматизация доставки, сборки заказов и работы складов.
"Интеграция технологий позволяет повышать операционную эффективность и снижать издержки, что напрямую влияет на устойчивость бизнеса и качество клиентского опыта. Например, в прошлом году мы запустили крупнейший в Подмосковье распределительный центр компании, где был реализован первый опыт комплексной роботизации складской логистики", — рассказали "ДП" в "Магните".
Это позволило ускорить многие процессы, сократить операционные расходы, снизить зависимость от человеческого фактора. Также в последние годы в розничных магазинах всё чаще стали использовать кассы самообслуживания и внедрять дополнительные опции для покупателей.
Татьяна Юркевич добавила, что очень хороший эффект можно получить от упрощения бизнес–процессов.
"Мы, безусловно, занимаемся автоматизацией и цифровизацией, но это требует значительных временных и денежных ресурсов. Лучшие результаты достигаются, когда идёт автоматизация уже улучшенных процессов. Мы объединяем несколько торговых сетей, и это даёт нам прекрасную возможность сравнивать процессы между ними и находить лучшие практики", — рассказала она.
В целом бизнес смотрит в ближайшее будущее с оптимизмом. По данным hh.ru, 63% компаний Петербурга планируют в этом году рост заработных плат, ещё 25% ожидают сохранения текущего уровня. Аналитики сервиса подчёркивают, что кадровая ситуация остаётся непростой, но управляемой.
По прогнозу кадровой потребности, составленному городским комитетом по труду и занятости населения, в экономику Петербурга необходимо обеспечить ежегодное привлечение от 90 тыс. до 130 тыс. человек до 2030 года.
"В 2026 году дополнительная кадровая потребность составит 91,5 тыс. человек. Основная её часть приходится на обрабатывающие производства (промышленность), здравоохранение, административную деятельность и сопутствующие услуги, информационные технологии, транспортировку и хранение. Большая часть дополнительной потребности закрывается выпуском системы образования. Остальная часть — за счёт внутренней и внешней миграции, в том числе организованных её форм, а также большего включения в рынок труда людей старшего возраста, студентов, женщин с детьми и повышения производительности труда и внедрения технологий", — констатируют в Смольном.
Стремление к оптимизации затрат — вполне естественный процесс для любого бизнеса, однако предстоящий год сопряжён не только с повышенной налоговой нагрузкой, но и с продолжающимся давлением высоких процентных ставок в экономике, что, безусловно, будет побуждать компании ещё более тщательно оптимизировать свои расходы. Наши эксперты убеждены в том, что кадры — это основа практически любого бизнеса, поэтому потребность в квалифицированных специалистах в любом случае сохранится. Вместе с тем есть основания полагать, что работодатели в 2026 году будут пересматривать корпоративные программы бонусного поощрения, а также так называемые соцпакеты, отдавая предпочтение переподготовке и повышению квалификации. Безусловно, важным элементом качественной оптимизации затрат предприятий в 2026–м и последующих годах станет автоматизация, цифровизация, роботизация и внедрение ИИ в ключевые технологические процессы. Это позволит не только снизить производственные издержки и увеличить производительность труда, но и перераспределить задействованных в рутинных операциях специалистов на более сложные творческие и управленческие процессы. Вместе с этим наиболее уязвимыми категориями персонала в условиях цифровизации могут стать работники сферы торговли и финансовых услуг, всё более эффективно заменяемые высокотехнологичными онлайн–сервисами.
Дмитрий Панов
глава петербургского отделения "Деловой России", депутат Заксобрания
В предстоящий период коррекции экономической активности изменения затронут и рынок труда. В первой половине 2026 года возможны отдельные случаи оптимизации численности персонала, однако масштабных сокращений, вероятно, удастся избежать. Компании будут стремиться найти баланс: с одной стороны, потребуется контроль издержек, включая фонд оплаты труда (особенно в сервисном секторе, где его доля в затратах значительна); с другой — сохраняется необходимость удерживать квалифицированные кадры, так как ситуация на рынке может динамично меняться. Важно отметить, что такие меры требуют взвешенного подхода из–за потенциального влияния на клиентский поток и объёмы продаж. Поэтому бизнес, вероятно, будет комплексно оценивать и другие направления для оптимизации затрат. Переход на дистанционные форматы может снизить расходы на аренду и коммунальные услуги. Также может быть пересмотрена политика транспортных расходов. Что касается оптимизации расходов на оплату труда, многие работодатели подходят к этому вопросу с осторожностью, чтобы сохранить ценные кадры и поддерживать уровень производительности.
Инга Цыганкова
профессор кафедры экономики Президентской академии в Санкт–Петербурге
Важной управленческой задачей в этой ситуации становится поддержание продуктивного диалога с коллективом, чёткое обозначение приоритетов и сохранение рабочей атмосферы для удержания квалифицированных специалистов. Сохранится устойчивый спрос на специалистов критически важных для бизнес–процессов направлений, таких как операционная деятельность и инженерно–технические специальности. В то же время в сегментах, связанных с административной работой и креативными индустриями, конкурентная активность между соискателями может увеличиться.
Инга Бурикова
доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт–Петербурге
Рост тарифов со стороны контрагентов в последнее время дополнительно стимулирует нас снижать затраты на каждый рубль выручки. Нам удаётся управлять этим, не только сохраняя, но и улучшая бизнес–модель. Наш подход — пересборка процессов и внедрение технологий, которые помогают повышать операционную эффективность бизнеса. В данный момент мы внедряем и видим значительный потенциал повышения эффективности за счёт расширения использования инструментов ИИ в бизнес–процессах — от управления ассортиментом до логистики и клиентской поддержки.
Марсель Сагетдинов
директор по эффективности бизнеса "Лемана ПРО"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.