В преддверии Нового года многие россияне хотят порадовать подарками не только родных и близких, но и своих коллег.
Хотя бизнес сократил траты на корпоративные подарки в этом сезоне, люди готовы к традиционным декабрьским расходам. В частности, работающие жители Петербурга заявили о готовности потратить на новогодние праздники в среднем 30 тыс. рублей, а внушительная часть этой суммы будет потрачена на подарки.
"Деловой Петербург" выяснил, какие подарки готовят россияне в этом году, а также спросил у специалистов по деловому этикету, какие новогодние подарки можно сделать коллегам и начальству, не нарушая субординацию.
Подарки на Новый год: главные тренды 2025 года
Выясняя, какие подарки россияне чаще всего выбирают на Новый год в этом сезоне, аналитики производителя "умных" онлайн-касс "Эвотор" и компании "ЮMoney" выделили в совместном исследовании от 19 декабря несколько основных трендов.
Первый — россияне стали чаще дарить впечатления вместо материальных подарков. Наиболее ярким примером являются фотосессии: в первые две недели декабря спрос на бронирование фотостудий подскочил на 64%, тогда как средний чек на фотосессию остался на уровне 2235 рублей, не изменившись с прошлого года. Также в преддверии праздников в России заметно (+34%) увеличился спрос на массажные услуги.
"Россияне стремятся дарить не предметы, а эмоции и возможности. Особенно это заметно в категории релакс-услуг — массажи и спа-процедуры теперь воспринимаются как способ проявить заботу о близких.
Только с 1 по 14 декабря количество онлайн-оплат массажных услуг увеличилось на 40%, а оборот салонов вырос на 88%. Средний чек при этом составил 7575 рублей, что на 35% выше прошлогоднего показателя.
Схожая динамика наблюдается и в спа-индустрии: рост числа покупок сертификатов на 40%, увеличение оборота на 47%, средний чек — 6583 рубля", — перечислила последние актуальные цифры руководитель службы сопровождения корпоративных клиентов "ЮMoney" Ирина Полякова.
Второй тренд — резкая поляризация при выборе подарков. Особенно сильно деление на категории "эконом" или "премиум" наблюдается среди подарочных сертификатов. В основном выбирают либо недорогие номиналы для повседневных категорий товаров вроде косметики или текстиля (средний чек около 3 тыс. рублей), либо делают ставку на по-настоящему эксклюзивные предложения.

В первой половине декабря средняя стоимость подарочных карт в магазинах текстиля для дома снизилась на 5% год к году (до 3922 рублей), а в косметических магазинах — на 8% к аналогичному периоду прошлого года (аппг), до 2971 рубля. А вот продажи этих товаров в магазинах наоборот, выросли на 27% и 18% соответственно. Как объяснили эксперты, это говорит об их популярности даже при сознательном выборе более доступных номиналов.
Между тем подарки из категории "премиум" по-прежнему пользуются спросом, несмотря на подорожание. Так, средняя стоимость сертификатов на путешествия в турагентствах выросла более чем в 2,5 раза, достигнув отметки в 44 402 рублей, а их продажи увеличились с прошлого года на 5%. Тем временем сертификаты на покупку оптики подорожали на 47% (в среднем — до 8178 рублей), но продают их на 3% больше, чем в прошлом году.
“
"Это показывает, что россияне готовы инвестировать в подарки, которые воспринимаются как долгосрочная ценность — здоровье или путешествия", — обратили внимание специалисты.
Спросом пользуются и различного рода цифровые подарки. За первые две недели декабря в России на 28% выросли продажи подписок на музыку, книги и фильмы, а оборот увеличился на 47% при среднем демократичном чеке 307 рублей (+13% с декабря прошлого года).
Настоящим хитом предновогоднего сезона-2025 в исследовании называют различные аксессуары: уже в начале декабря продажи сумок, бижутерии и ремней подскочили в 2,5 раза к аппг. При этом средний чек на эту категорию товаров составил 9359 рублей, снизившись всего на 6%, что говорит о стабильности ценовых предпочтений в этом сегменте.
Также одним из самых популярных подарков в этом году остаётся бытовая электроника: перед Новым годом продажи смартфонов, наушников, фенов и пылесосов выросли на 11%, оборот таких товаров — на 17%, а средний чек — до 16 881 рублей (+5% к аппг).
Какие подарки покупают на Новый год в России и Петербурге
Несмотря на рост интереса к персонализированным подаркам, под Новый год россияне снова активно покупают универсальные наборы сладостей, чая или кофе. В зависимости от наполнения, спрос на такие наборы ещё в начале декабря вырос в 5–7 раз, рассказала "ДП" руководитель отдела по работе с селлерами маркетплейса цветов и подарков Flowwow Вероника Перетягина.
В среднем один такой подарочный набор обойдётся в 3315 рублей.
“
"Это удобный подарок для тех, кто не знает, что выбрать. Такие наборы часто дарят коллегам, партнёрам по бизнесу и дальним родственникам. Лидер по количеству продаж в декабре — комплект с чаем, орехами, ёлочной игрушкой и конфетами. А для тех, кто хочет удивить, бренды разрабатывают адвент-календари — их ассортимент на площадке растёт", — отметила Вероника Перетягина.

Увеличились за последние дни и покупки сладких подарков, которые стабильно покупают в течение года. Так, в декабре продажи букетов из фруктов выросли в 4,2 раза по сравнению с прошлым годом (при средней цене 4878 рублей), а продажи клубники в шоколаде подскочили в три раза (при средней цене 2508 рублей).
Жители Петербурга тоже любят выбирать в качестве презента сладости, а также подарочные наборы чая и кофе. Среди съедобных подарков петербуржцы чаще всего отдают предпочтение небольшим бенто-тортам, их средняя стоимость в городе составляет 1893 рубля.
Радуют своих близких жители города на Неве и клубникой в шоколаде, которую в Петербурге можно купить в среднем за 2278 рублей. Между тем на подарочные наборы сладостей петербуржцам придётся потратить в среднем 2919 рублей, а на подарочный комплект чая и кофе — 2944 рубля.
В пресс-службе маркетплейса Ozon "Деловому Петербургу" рассказали, что за две недели до Нового года на их площадке заметно увеличился штучный спрос на персонализированные подарки, технику, товары для красоты и творчества. Кроме того, пользователи активно используют подарочные сертификаты с минимальным номиналом от 300 рублей, которые можно потратить на любой товар с маркетплейса.
“
"Главный тренд — люди всё больше интересуются высокотехнологичными подарками, которые помогают получить новые впечатления, — отметили в пресс-службе компании.
В связи с этим на Ozon набирают популярность гаджеты для расслабления: спрос на электромассажёры для глаз и лица вырос в 5,5 раз, фен-щётки показали более чем двукратный рост, а спрос на компактные фотокамеры вырос в 2 раза. Лидером продаж в сегменте электроники на Ozon в этом году стали аксессуары для умного дома, спрос на которые в преддверии праздников вырос аж в 24 раза.
Среди товаров из сегмента "красота" популярностью по-прежнему пользуются мужские и женские парфюмы, подарочные наборы косметики, детские игрушки и нишевые товары для творчества. В частности, спрос на сувенирную продукцию, подготовленную по собственному дизайну, вырос на маркетплейсе в 6,7 раз, а спрос на керамические наборы — более чем в 2 раза.
Представители маркетплейса Wildberries поделились с "ДП", что прошлогоднего лидера из "подарочной категории" товаров — игрушки, — в этом году потеснили смартфоны: в ноябре и первой половине декабря их покупали на 280% больше, чем год назад.
“
"Это связано не только с тем, что телефоны часто покупают в качестве подарка, но и с ростом доверия к онлайн покупкам сложных и часто дорогостоящих товаров. Таких, как, например, iPhone: традиционно именно в предновогодний период их доля в общем обороте смартфонов увеличивается, а в Петербурге доля iPhone превысила 40%, — отметили в пресс-службе WB&R. — Более того, именно "яблочные" смартфоны показали самую высокую динамику прироста — оборот вырос на 400% по сумме продажи и на 350% в натуральном выражении. Самым большим спросом пользуются iPhone 16 и 17 моделей, а также Samsung Galaxy Note и Honor X9c".
Что касается игрушек, лидерами по обороту на Wildberries в этой категории остаются деревянные детские кухни, наборы для опытов, различные каталки (игрушка на колёсах, другое название — толокары, — Ред.) и конструкторы Lego Mindstorms из линейки образовательных наборов для создания программируемых роботов.
Значительно выросли на маркетплейсе и продажи игровых консолей, которые многие купили во время распродаж, проводившихся 11 ноября и в "Чёрную пятницу". При этом наибольшей популярностью пользовались PlayStation 5, продажи которых выросли на 270%. Хорошую динамику показали и планшеты: их оборот на WB вырос перед новогодними праздниками на 101%.
“
"Из более доступных, но не менее приятных праздничных категорий: выросли продажи конфет и праздничных наборов продуктов (примерно на 50%), парфюмерных наборов (+56%). А вот пена для бритья явно сдаёт позиции в качестве универсального мужского подарка — её приобрели всего на 11% больше, чем в прошлом году, тогда как продажи другого "универсала" — носков и вовсе снизились. Шарфы и перчатки тоже не пользуются популярностью, (возможно в связи с теплой погодой), их продажи также незначительно сократились по сравнению с прошлым годом", — добавили в пресс-службе WB&R.
Идеи новогодних подарков для коллег и начальства: что советуют специалисты
Как следует из ответов специалиста по деловому этикету Любови Беляевой, которая побеседовала с "Деловым Петербургом", большинство вышеуказанных товаров, включая различную электронику и сладости, можно рассматривать как хороший презент для напарника по работе.

Однако для того, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, стоит учитывать несколько важных факторов. В частности, выбирать нейтральные подарки, если они предназначены для коллеги, с которым у вас исключительно рабочие отношения.
“
"Самыми нейтральными подарками являются красивые, по-праздничному упакованные гастрономические наборы: например, с чаем или изысканными сладостями. Ещё это керамические чашки, блюдца и другие предметы, которые в любом случае будут использоваться. Если с коллегой сложились более менее близкие, приятельски-доверительные отношения, хорошим подарком станут диффузоры, ароматические духи и свечи для дома, которые создают настроение и очень здорово "программируют" на определённое состояние. В этом случае есть риск не угадать с ароматом, однако такие подарки набирают всё большую популярность", — поделилась наблюдениями Любовь Беляева.
Что касается персональных подарков начальству — они допустимы, но при соблюдении двух строгих правил.
“
"По правилам этикета, это не должен быть очень дорогой подарок, чтобы это не воспринималось как "подхалимаж"; И это не должен быть интимный, личный подарок, поскольку это будет нарушением границ", — предупреждает Любовь Беляева.
В качестве примеров хороших и уместных подарков руководителю специалист по деловому этикету назвала красивые канцелярские наборы, которые традиционно дарят начальству, а также вышеупомянутые праздничные наборы чая и кофе, если руководитель любит эти напитки.
Если же начальник — интеллектуал, можно подарить ему на Новый год эксклюзивное, коллекционное издание. При этом идеальным вариантом с точки зрения делового этикета всё же, будет подарок, сделанный руководителю от лица (и на деньги) всего коллектива.
Ещё один хороший вариант подарка на работе — качественный фотоальбом. А вот алкоголь в подарок коллеге или начальству считается уже дурным тоном, продолжает cобеседница "ДП". Неоднозначными, если смотреть с точки зрения делового этикета, являются и различные подарки для ухода за телом, включая гели для душа и соли для ванн.
“
"При выборе подарка для коллеги полезно учитывать степень доверительности и близости в отношениях, статус человека и наши с ним рабочие отношения: кто выше или ниже по должности, или мы с ним на равных. Также важно учитывать, что вокруг находятся другие коллеги, и, подарив подарок кому-то одному, мы можем создать сложности в отношениях с другими. Поэтому, если мы приняли решение одному из равных коллег сделать подарок, не лишним будет подумать о том, чтобы и другим подарить что-то нейтральное, чтобы показать своё доброжелательное отношение", — советует специалист по деловому этикету.
В то же время Любовь Беляева обратила внимание, что подарки-впечатления, набирающие популярность, следует дарить только в том случае, если есть уверенность, что человек действительно готов на предлагаемую ему услугу (например — прыжок с парашютом). В противном случае даритель испытает досаду из-за впустую потраченных денег, а получатель — расстройство и ощущение упущенных возможностей.
“
"В корпоративной среде уместен тактичный подарок, — отмечает, в свою очередь, специалист по деловому, светскому, международному этикету, эксперт по кросс–культурным коммуникациям Валентина Хлистун. — В тренде сегодня символичность и функциональность: качественные предметы для рабочего стола, книги, нейтральные подарки-впечатления или аккуратно подобранные деликатесы (например, хороший сыр). Классика делового этикета — натуральный чай, хороший кофе, набор сладостей. Такие подарки универсальны, не имеют скрытых смыслов и не читаются как "инвестиция в отношения". При выборе подарка коллеге важно избегать излишней дешевизны и слишком личных вкусов, нейтральность здесь работает в пользу дарителя. Подарок не должен подчёркивать разницу в статусе, возрасте или доходе. Чем строже рабочая среда, тем проще и символичнее должен быть жест, а персональный подарок руководителю допустим лишь в исключительных случаях и при полной уверенности в его уместности. Такой личный жест должен быть предельно нейтральным, недорогим и без публичной демонстрации".

Поскольку в последнее время акцент всё сильнее смещается на изначальное предназначение подарка как знака внимания, который вызовет приятные эмоции у значимой персоны, самый главный совет при выборе подарка — как для близких, так и для коллег, — учитывать потребности и желания человека. В этом случае он вызовет гораздо более яркий положительный отклик, в отличие от подарков, сделанных "для галочки", подчёркивает Любовь Беляева.
В связи с этим собеседница "ДП" называет хорошей практикой составление "списка желаний", которая становится всё популярнее у молодёжи. Правда, в отличие от акции "Тайный Санта", не потерявшей свою актуальность в этом году, wish list "убивает" ощущение сюрприза и эффект неожиданности, с которыми у многих ассоциируется предновогодняя пора. С другой стороны, так каждый может выбрать для коллег действительно полезные подарки из наиболее комфортной для дарителя ценовой категории.
Что ещё покупают россияне перед Новым годом
Один из самых заметных трендов в последние недели уходящего 2025 года — повышенный спрос на товары из категории "новогодний декор". Только с 1 по 15 декабря его продажи выросли в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказала "ДП" руководитель отдела по работе с селлерами маркетплейса цветов и подарков Flowwow Вероника Перетягина.
“
"Один из трендов 2025 года — венки на стену из веток пихты нобилис, они могут долго стоять и не осыпаться. Их украшают игрушками, шишками или засушенными апельсинами".
Не отпугивает желающих создать новогоднее настроение даже довольно высокая средняя стоимость подобных украшений — 4390 рублей. Между тем самой дорогостоящей покупкой предпраздничного сезона 2025 года стала большая новогодняя композиция из хвои и шишек за 23 770 рублей.
Такая же тенденция наблюдается и в Петербурге, где весь декабрь активно растёт спрос на новогоднюю атрибутику: продажи живых елей и подарочных наборов на Flowwow выросли 2 раза с прошлого года, а композиций из нобилиса — на 13%.

Траты жителей Северной столицы на создание праздничной атмосферы тоже получаются внушительными: новогодние венки обходятся горожанам в среднем в 3867 рублей, зимние букеты — в 3270 рублей, а живые ели, спрос на которые аномально вырос в преддверии Нового года — 4249 рублей, следует из подсчётов аналитиков маркетплейса, специализирующегося на доставке цветов и подарков.
Кроме того, многие выбирают новогодние подарки для своих домашних питомцев. Порадовать четверолапых друзей в конце года планируют почти 90% россиян, у которых есть пушистые компаньоны, следует из недавнего совместного опроса компании Spets, выпускающей средства ухода за животными и соцсети "Буп" для домашних питомцев и их владельцев.
“
"Россияне всё чаще считают питомцев членами семьи и поздравляют их с праздниками. Гуманизация животных влияет и на покупательское поведение: смещается фокус с игрушек и лакомств на здоровье и гигиену, — рассказал "ДП" основатель бренда Spets Александр Коновалов. — Уходовые средства и витамины вошли в тройку самых популярных новогодних подарков питомцам — их планируют купить 43% респондентов. В результате подарки для животных перестают быть развлекательной мелочью и становятся продуманными презентами для комфорта и здоровья".
Согласно прогнозам аналитиков "Эвотор" и "Юmoney", в ближайшие годы тренд на цифровизацию и персонализацию подарков будет усиливаться, поэтому рынок может столкнуться с дальнейшим ростом спроса на гибридные форматы — когда материальный подарок дополняется цифровым сервисом или опытом.
К слову, в прошлом, 2024 году, жители Петербурга часто выбирали либо недорогие и практичные подарки, либо покупали на новогодних ярмарках премиальные изделия по высокой цене, рассказали "ДП" в пресс-службе ТК "Невский центр". Популярностью, как и в этом году, пользовались оригинальные сладкие подарки для детей и взрослых — различные конфеты, шоколадные фигурки, пряники и печенье, — готовые продуктовые наборы с различными новогодними деликатесами и небольшие сувениры, которые можно использовать в том числе для украшения дома: декоративные зимние и новогодние фонари с различными новогодними и рождественскими персонажами, стеклянные шары со снегом, мыло ручной работы, свечи, а также майолика и другие виды керамики в форме ангелов, животных и сказочных героев.

Стабильным оставался спрос и на подарочную упаковку товаров, а среди самых необычных трендов предпраздничного сезона, которые наблюдались в декабре 2024 года, можно выделить рост спроса на варежки в виде кошачьих лап, дизайнерские носки, классические скандинавские свитеры с орнаментами в виде оленей, меховые головные уборы и однотонные вязаные шапки с шарфами. Среди самых дорогих покупок в ТК "Невский центр" в прошлом году лидировали золото и ювелирные украшения, которые покупали на 15-20% чаще по сравнению с предпраздничным сезоном 2023 года. Также владельцы торговых точек отмечали, что в прошлом декабре в Петербурге вырос спрос на одежду с принтами и вышивками в русском стиле, ювелирные авторские украшения и ювелирные ёлочные игрушки.
