Продажи пакетных туров от крупных операторов начали перетекать на маркетплейсы

Автор фото: Studio Romantic/Shutterstock/ Fotodom
Один из крупнейших российских туроператоров Fun&Sun заключил соглашение с объединённой компанией Wildberries & Russ о развитии туристических сервисов для пользователей цифровой платформы. Пакетные туры компании стали продаваться на онлайн–площадке.
"Сегодня рынок туризма активно трансформируется за счёт прихода цифровых экосистем и крупных онлайн–платформ. Для туроператора интеграция с такой экосистемой означает участие в новой модели отрасли, где успех определяется не только качественным продуктом, но и доступом к big data и технологиям. Для нас это шаг, который позволит укрепить позиции Fun&Sun и предложить пользователям Wildberries сервис высокого уровня в привычной для них цифровой среде", — прокомментировал генеральный директор туроператора Владимир Рубцов.
В Wildberries & Russ называют стратегическое партнёрство ответом на запрос аудитории маркетплейса, которая составляет свыше 79 млн пользователей в месяц. "Платформа WB Travel развивает разные направления для организации путешествий более 2 лет, но партнёрство с одним из ведущих туроператоров заключается впервые", — поделились там.
Онлайн–торговля становится всё более сложной и всепроникающей
Автор: Sergei Elagin/Shutterstock/ Fotodom
Событие нельзя назвать неожиданным. Президент Российского союза туриндустрии (РСТ, куда входит в том числе туроператор Fun&Sun) Илья Уманский ещё в прошлом году подписал с Wildberries соглашение о сотрудничестве по развитию внутреннего туризма. Предполагалось, что на маркетплейсе будет представлена целая витрина туров от участников ассоциации. Однако соглашение с Fun&Sun — пока единственный пример реализации такой инициативы.
Желание туроператора развивать сотрудничество с маркетплейсом кажется вполне логичным, учитывая активные темпы развития онлайн–ретейла. Можно предположить, что и другие участники рынка решат попробовать этот канал продаж. Помимо большого покупательского трафика бонусом может стать доступ к аналитике, возможность изучать предпочтения покупателя.
Маркетплейсы подходят для реализации путёвок по массовым направлениям, поэтому для туроператоров, работающих в этом сегменте (которые ставят чартерные рейсы, выкупают блоки мест в отелях и т. д.), — это рабочий инструмент, обратила внимание руководитель комиссии по выездному туризму РСТ на Северо–Западе, генеральный директор туроператора "Арт–Тревел" Мария Ушакова. Это может стать новым витком развития рынка.
Сейчас большинство туров реализуются через турагентства. Как сообщал "Вестник АТОР" со ссылкой на экспертные данные, у трёх самых крупных онлайн–турагентств России, продающих пакетные туры (Travelata, Onlinetours, Level.Travel), суммарная аудитория уникальных покупателей — около 1,2 млн в год. Суммарный трафик их сайтов — порядка 25–30 млн уникальных посетителей в год.
У Wildberries около 200 млн уникальных пользователей сервиса в год. То есть, если такой формат сотрудничества станет расширяться, это усилит конкурентное давление на онлайн–турагентов.

Первые ласточки

Интерес маркетплейсов к туризму заметен уже не первый год. Онлайн–площадки продают билеты, номера в отелях, готовые путешествия. Тот же Wildberries запустил возможность бронирования отелей и пакетных туров в России и зарубежных странах ещё в 2023 году. Но сейчас это выходит на новый уровень — сотрудничество становится более глубоким и интегрированным.
Как отметили в Ozon Travel, возможность купить туры на площадке появилась тоже в 2023 году. В сервисе доступна покупка путёвок по раннему бронированию с полной оплатой на предстоящие сезоны, что позволяет пользователям зафиксировать цены на поездки.
"В сентябре 2025 года жители Петербурга бронируют туры для зимних поездок значительно чаще, чем в прошлом. В топе направлений — Восток и Азия. Спрос на туры в Малайзию вырос в сравнении с прошлым годом почти в 5 раз, Оман и Иордания прибавили в популярности почти в 4 раза", — поделились в пресс–службе.
Travel–направление есть и у классифайда "Авито" — в 2024 году появился раздел, где можно забронировать квартиры и загородную недвижимость для посуточного проживания, номера в отелях. В компании подчеркнули, что "Авито Путешествия" не конкурирует с компаниями, которые продают комплексные туры, а видит задачей предложить пользователям сервис для поиска и бронирования жилья для поездок по России. В Петербурге в июне–августе 2025 года число бронирований посуточных квартир выросло на 20% за год, загородных домов — на 76%, рассказали в компании.

Человека не заменишь

В компании Tez Tour прогнозируют, что к 2027 году треть всех туров будет продаваться через интернет. Сейчас можно говорить о конкуренции маркетплейсов с теми операторами, которые с ними не сотрудничают. Онлайн–ретейл волен предлагать более выгодные цены благодаря охвату аудитории и акциям.
По наблюдениям Tez Tour, в крупных городах онлайн–продажи более распространены благодаря высокой интернет–проникаемости и привычке к digital–покупкам. В регионах сохраняется спрос на офлайн–продажи, особенно среди старшего поколения и малоопытных туристов.
И всё же ожидать массового перехода туроператорских продаж на маркетплейсы пока тоже не приходится. Например, такая модель не подойдёт для сложных поездок, которые планируются под конкретного покупателя. Это касается экзотических направлений и специализированных маршрутов (с множеством пересадок, сопровождением и т. д.).
По мнению экспертов, покупателей, которым важен контакт со знающим человеком во время приобретения путёвки, немало. Мария Ушакова отметила, что скорость изменений в отелях, в продукте, а также визовых правил сейчас высока и отслеживать самостоятельно все происходящие изменения большинство клиентов просто не готовы. Туроператор или турагент — это те, кто всегда на связи и знает актуальную информацию.
Впрочем, и здесь digital уже подступает: некоторые компании применяют ИИ–ботов, которые самостоятельно общаются с покупателями. Хотя это пока не массовая история.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.