Онлайн-торговля в России стала рентабельной впервые за 5 лет

Автор фото: Михаил Тихонов/"ДП"

Онлайн–торговля в первом полугодии 2025 года впервые с конца 2020–го вышла на положительную рентабельность, свидетельствуют данные исследования консалтинговой компании NEO.

В 2023 году рентабельность интернет–продаж была отрицательной — минус 15,8% (в I–III квартале она составила минус 28,7%). По итогам 2024 года показатель улучшился до минус 0,3%. В январе–марте 2025 года аналитики зафиксировали положительную динамику: рентабельность онлайн–продаж оказалась на уровне 21,03%. Выручка от онлайн–продаж за указанный период составила 618,8 млрд рублей, а прибыль — 110,3 млрд.
Как пояснил "ДП" президент Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) Артём Соколов, отрасль в целом всегда была рентабельной — это позволяло бизнесу перераспределять ресурсы в пользу развития: осуществлять инвестиции в инфраструктуру и сервис в регионах. Данные Росстата, на которые ссылаются исследователи, по словам эксперта, говорят о переходе рынка к следующему этапу — устойчивого развития.
"За последние 10 лет игроки построили внушительную инфраструктуру и привлекли активных клиентов, при этом e–commerce — это бизнес, который требует больших и постоянных инвестиций в развитие складской и IT–инфраструктуры, вложений в привлечение, лояльность клиентов. Новый этап, конечно, не финальный — инвестиции продолжаются. Сейчас игроки сфокусированы на развитии складов в регионах и “последней мили” в малых городах и сёлах — они обеспечат растущий спрос на онлайн–покупки у населения по всей стране", — прокомментировал он.
Основатель Академии ретейла Алексей Филатов считает, что косвенные индикаторы — снижение субсидирования доставки для покупателя и рост комиссий для селлеров — говорят в пользу того, что последние кварталы все крупнейшие маркетплейсы стремятся повысить операционную эффективность, это стало приоритетом и активно процесс идёт уже минимум с весны 2024–го.
"До сих пор развитие инфраструктуры (строительство складов, инвестиции в технологии, персонал, маркетинг и т. д.) финансировалось за счёт непрерывно нарастающего денежного потока и средств инвесторов. Но когда бизнесу удаётся добиться рентабельности, то есть превышения прибыли над операционными издержками, — открываются новые возможности для заёмного финансирования. Банки начинают по–новому смотреть на такого клиента. Поэтому главное, что происходит после перехода в положительную рентабельность, — новый этап масштабирования", — уверен Филатов.
Также происходит рост стоимости акций компании, а банки и инвесторы по–новому оценивают актив. Однако, обратил внимание эксперт, одного квартала для этого мало.
В пресс–службе RWB (Wildberries и Russ) отметили, что в 2024 году доход продавцов платформы Wildberries вырос на 44%, до 2,9 трлн рублей.
"Развитие игроков рынка электронной коммерции определяется их вкладом в логистическую и IT–инфраструктуру. По итогам 2024 года общий объём инвестиций RWB в неё составил более 150 млрд рублей, и мы планируем удвоить этот показатель в 2025–м. Достижение показателей рентабельности и прибыльности предоставляет нам возможность реинвестировать прибыль в дальнейшее развитие логистической инфраструктуры в регионах и открытие пунктов выдачи в отдалённых населённых пунктах", — поделились там.
В Ozon рассказали, что за год на треть увеличили площадь складских площадей и в 1,5 раза нарастили сеть ПВЗ, при этом EBITDA маркетплейса во II квартале вновь достигла рекордного значения — 39 млрд рублей.
По данным АКИТ, за первые 6 месяцев 2025 года объём интернет–торговли в России вырос на 36% и достиг 5,3 трлн рублей, на Петербург по объёму продаж приходится доля рынка 6,2%.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.