Число автосалонов в России стало сокращаться быстрыми темпами

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

В России сокращается количество компаний, занимающихся торговлей автомобилями. Такой тренд вызван снижением маржинальности бизнеса на фоне высокой ключевой ставки.

Как сообщила генеральный директор ГК "Рольф" Светлана Виноградова, сейчас в стране насчитывается 4,1 тыс. автодилеров. При этом всего год назад их было 4,5 тыс. По её словам, сокращение числа участников рынка "идёт достаточно быстрыми темпами".
"Автомобильный рынок переживает непростые времена. Наш бизнес никогда не был высокомаржинальным. Маржинальность 2% в лучшие времена считалась очень хорошей. Поэтому, когда ставка была 5%, а у тебя маржа 2%, как–то всё–таки складывалось. Когда ставка 21%, то нетрудно подсчитать, какая маржинальность бизнеса", — отметила Виноградова, выступая на сессии ПМЭФ "Отечественный автопром: между глобализацией и суверенным развитием".
В качестве примера она привела данные по продажам автомобилей с пробегом. Если в 2023 году компания продала 102 тыс. подержанных машин, то в 2024–м — уже 60 тыс., а в этом году планирует реализовать всего 30 тыс. "Почему такая динамика? Нетрудно подсчитать бизнес–кейс, когда при ставке 10% экономически целесообразно продавать 10 тыс. машин в месяц, при ставке 15% — 4 тыс., при ставке 20–21% — уже 2,5 тыс.", — уточнила Светлана Виноградова.
В результате автодилеры отходят от классического формата бизнеса и переходят к построению экосистемы вокруг владения автомобилем: юридическому и техническому обслуживанию, продаже запчастей и комплектующих.
Как ранее писал "ДП", продажи подержанных авто в Петербурге в январе–апреле сократились на 8,5% относительно аналогичного прошлогоднего периода. Средние цены уменьшились на 6,7%.
Вместе с тем рынок автокредитования в городе на старте года рухнул в 2,4 раза. Причиной опять–таки стали высокая ключевая ставка и меры Центробанка по снижению покупательской активности.
Впрочем, если взглянуть на ситуацию более глобально, то её можно представить не в столь чёрных красках. Весной 2022 года, когда массовый исход автомобильных брендов ещё только начинался, в России насчитывалось 3,2 тыс. дилерских центров. Тогда эксперты (в том числе и представители "Рольфа") прогнозировали, что к концу года на рынке может остаться в 2 раза меньше компаний. Однако этого не произошло — помогли китайцы, развернувшие активную экспансию на российский рынок.
Тем не менее сейчас, очевидно, автомобильный ретейл находится в поисках точки баланса. Как ранее говорила "ДП" генеральный директор агентства "Автомаркетолог" Татьяна Акимова, активность покупателей снизилась из–за роста цен.
По данным последних исследований, средняя стоимость нового авто в Петербурге сейчас составляет порядка 3,4 млн рублей, что на 10–15% выше, чем год назад.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.