В России сокращается количество компаний, занимающихся торговлей автомобилями. Такой тренд вызван снижением маржинальности бизнеса на фоне высокой ключевой ставки.
Как сообщила генеральный директор ГК "Рольф" Светлана Виноградова, сейчас в стране насчитывается 4,1 тыс. автодилеров. При этом всего год назад их было 4,5 тыс. По её словам, сокращение числа участников рынка "идёт достаточно быстрыми темпами".
“
"Автомобильный рынок переживает непростые времена. Наш бизнес никогда не был высокомаржинальным. Маржинальность 2% в лучшие времена считалась очень хорошей. Поэтому, когда ставка была 5%, а у тебя маржа 2%, как–то всё–таки складывалось. Когда ставка 21%, то нетрудно подсчитать, какая маржинальность бизнеса", — отметила Виноградова, выступая на сессии ПМЭФ "Отечественный автопром: между глобализацией и суверенным развитием".
В качестве примера она привела данные по продажам автомобилей с пробегом. Если в 2023 году компания продала 102 тыс. подержанных машин, то в 2024–м — уже 60 тыс., а в этом году планирует реализовать всего 30 тыс. "Почему такая динамика? Нетрудно подсчитать бизнес–кейс, когда при ставке 10% экономически целесообразно продавать 10 тыс. машин в месяц, при ставке 15% — 4 тыс., при ставке 20–21% — уже 2,5 тыс.", — уточнила Светлана Виноградова.
В результате автодилеры отходят от классического формата бизнеса и переходят к построению экосистемы вокруг владения автомобилем: юридическому и техническому обслуживанию, продаже запчастей и комплектующих.
Как ранее писал "ДП", продажи подержанных авто в Петербурге в январе–апреле сократились на 8,5% относительно аналогичного прошлогоднего периода. Средние цены уменьшились на 6,7%.
Вместе с тем рынок автокредитования в городе на старте года рухнул в 2,4 раза. Причиной опять–таки стали высокая ключевая ставка и меры Центробанка по снижению покупательской активности.
Впрочем, если взглянуть на ситуацию более глобально, то её можно представить не в столь чёрных красках. Весной 2022 года, когда массовый исход автомобильных брендов ещё только начинался, в России насчитывалось 3,2 тыс. дилерских центров. Тогда эксперты (в том числе и представители "Рольфа") прогнозировали, что к концу года на рынке может остаться в 2 раза меньше компаний. Однако этого не произошло — помогли китайцы, развернувшие активную экспансию на российский рынок.
Тем не менее сейчас, очевидно, автомобильный ретейл находится в поисках точки баланса. Как ранее говорила "ДП" генеральный директор агентства "Автомаркетолог" Татьяна Акимова, активность покупателей снизилась из–за роста цен.
По данным последних исследований, средняя стоимость нового авто в Петербурге сейчас составляет порядка 3,4 млн рублей, что на 10–15% выше, чем год назад.