Ситуация в Анапе перераспределила спрос внутренних туристов на другие направления. Приезжать в Россию из–за границы стали активнее, но денег больше не привозят. Зато отменять all inclusive в Турции никто не собирается.
Эксперты Ассоциации туроператоров России (АТОР) поделились прогнозами на лето. Туроператоры ожидают роста продаж по многим направлениям.
Анапский кризис
Из–за экологической катастрофы в Анапе и рекомендаций Роспотребнадзора многие туристы в этом году отменили поездки туда. Между тем роль направления во внутреннем туризме была чрезвычайно велика: летом его доля в Краснодарском крае составляла 30–35%, по всем турпотокам в стране — около 10%. Как отметил вице–президент АТОР по внутреннему туризму, генеральный директор туроператора "Дельфин" Сергей Ромашкин, если взять все российские направления и суммировать их с падающей Анапой, получится общее снижение спроса на 10–15% относительно начала лета 2024 года.
"На неделе с 1 по 7 июня загрузка отелей Анапы упала на 50% к аналогичному периоду прошлого года. А на последующих неделях показатели ещё ниже (–60–65%). Если ситуация не изменится, Анапа потеряет около 2 млн туристов из 4,5 млн, которые она приняла в 2024–м. При этом отложенный спрос колоссальный. Если в июле направление откроется полноценно, отели заполнятся быстро", — прокомментировал Сергей Ромашкин. Он добавил, что некоторые отели курорта снизили цены на 20–30%, но нельзя сказать, что это привело к росту спроса.
Туристические потоки перераспределились на другие направления. Например, отчётливый рост показал Крым — на 40% к прошлому году. На 15–40% увеличилось число бронирований в горный кластер Сочи и на 67–80% — в Дагестан.
В экскурсионных направлениях "большую тройку" составляют Москва, Петербург (+40%) и Казань. Пока их доли не очень высоки, но они обычно бронируются позже. Если поездки на пляжные курорты покупаются за 2–4 месяца, то городские туры — за пару недель.
На долю Петербурга в бронированиях на лето приходится 6% от всех направлений, в то время как на Москву — 3%, на Подмосковье — 4,5%. Как пояснил "ДП" Сергей Ромашкин, в статистике учитывались непосредственно туроператорские продажи. По словам эксперта, в Москву и область в последние годы стали активнее ехать самостоятельные путешественники, в то время как поездки в город на Неве с экскурсиями люди чаще бронируют у турфирм "по классике".
В среднем стоимость отдыха в Петербурге на двоих на 4,5 ночи составила 41–48 тыс. рублей (+14% год к году). В Москву чаще ездят на 4 ночи, в среднем поездка на двух человек стоит 46–50 тыс. рублей. Дольше всего (по 10 дней) туристы отдыхают в Крыму и Кавказских Минеральных Водах. Стоимость путёвок составляет в среднем 101–112 тыс. и 119–151 тыс. рублей соответственно.
Отдельный интерес представляют санатории Средней полосы России, где к началу лета распроданы уже 80% мест. Туристы бронируют такой отдых за 4–6 месяцев. Мест не хватает всем желающим, что во многом связано с нехваткой кадров.
Цены выросли по разным регионам на 10–20%, стоимость перелёта увеличилась на 15–20%.
Иностранцы привыкли к отелям
Эксперты видят средний рост заказов из–за рубежа на летние туры на 20%. В июне–августе прогнозируется рост потока на 20–25% год к году. Всего летом Россию могут посетить 850 тыс. иностранных туристов с деловыми или рекреационными целями.
На первом месте традиционно находится Китай, на который, по прогнозу АТОР, летом придётся порядка 65% спроса. Второе место (18%) занимают страны Ближнего Востока (ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бахрейн). В прошлом году востребованность визитов в РФ среди жителей этих стран выросла в несколько раз.
Эксперты ожидают по китайскому рынку рост спроса до 9–12%, при этом увеличение турпотока из стран Ближнего Востока и Ирана составит 20–100% к 2024 году. Такой большой разброс объясняется неуверенностью в том, что все заявленные полётные программы воплотятся в жизнь. В общем спросе 55% приходится на Москву, 25% — на Петербург.
Как рассказал вице–президент АТОР по въездному туризму, генеральный директор компании "Интурист" Александр Мусихин, средний чек на въездном рынке не растёт — путешественники не готовы платить больше. Семидневная поездка на одного человека без перелёта обходится в $1 тыс., у туристов из арабских стран — в $1,5 тыс. По сравнению с внутренним туризмом въездные поездки имеют большую глубину продаж (время от покупки тура до заселения в городе прибытия) — 14 дней.
На спрос влияют вопросы безопасности (в том числе периодические закрытия московских аэропортов), укрепляющийся рубль (который положительно сказывается на выездном туризме, но не очень — на въездном), дефицит отелей на наиболее востребованных направлениях (Петербург, Москва) и рост цен на 40% на некоторые средства размещения.
Как поясняет Мусихин, внутренний туризм фактически заместил иностранные потоки. При этом отелей в Петербурге не стало намного больше, развитие в городе на Неве сейчас идёт во многом за счёт апартаментов.
"Иностранный въездной рынок больше ориентирован на гостиницы, имеющие звёздность, ресепшен. Регистрировать таких гостей могут не все апартаменты. Они обычно не локализованы на иностранные языки, не имеют персонала, который может помочь сориентироваться гостю. Россияне, которые ездят за границу, селятся в основном в отелях по тем же причинам. У въездного туризма больше востребован ценовой сегмент четыре звезды+, пять звёзд, у российских туристов больший спрос на три или четыре звезды", — добавил он.
Не только берег турецкий
Из зарубежных туров на лето распродано 50% ассортимента, прирост объёма бронирований у крупных туроператоров составил 30–60%, у средних и специализированных — более 100%. Как отметил вице–президент АТОР по выездному туризму, генеральный директор Space Travel Артур Мурадян, темпы раннего бронирования в этом году оказались высокими, что связано с укреплением курса рубля. На отрасли сказывается рост спроса на немассовые направления (Япония, Южная Корея, Азия).
"Мы видим, что популярностью пользуется Африка — центральная африканская часть, ЮАР, Кения, Танзания. Это связано с конкурентной ценой, понятной потребителю логистикой (путешественники спокойно относятся к транзитной перевозке). Рост спроса отмечается и на Европу, хотя трудности с ней остаются. В среднем шенгенскую визу можно получить от 14 дней (если говорить про Грецию, которая принимает строго под даты поездки). Дольше всего визы выдаёт Италия. Франция — в середине, но это одна из самых лояльных стран по выдаче более длинных виз (полугодовых и годовых)", — отметил эксперт.
Греческие, итальянское, испанские операторы не теряют интереса к российскому туристу, который остаётся любимым во всём мире, поскольку довольно долго отдыхает и охотно тратит деньги.
По спросу на лето традиционно лидирует Турция. Популярны также поездки в Абхазию, Китай, ОАЭ, Египет, Таиланд, Вьетнам. По данным АТОР, средний чек фактически реализованного турпакета с перелётом на двоих на лето в Турцию (Анталья) составит 252 тыс. рублей (на 9 ночей), в Египет — 198 тыс. на 10 ночей, в ОАЭ — 215 тыс. на 8 ночей. По отельным направлениям снижение стоимости туров год к году составило до 10%. Отдых в ОАЭ не подорожал, а рост ценника по Турции оказался на уровне 3–7%.
Что касается отмены all inclusive в турецких отелях, о которой периодически обеспокоенно пишут СМИ, Артур Мурадян уверен, что этого не произойдёт. В крайнем случае эту опцию назовут по–другому, но продолжат предлагать туристам.
"All inclusive, наоборот, получает своё расширение. На Ближнем Востоке отели постепенно приходят к нему, на лето у 80% пятизвёздочных отелей есть возможности, так или иначе включающие его. А на Мальдивы в принципе безыдейно ехать, если там нет этой опции. Потому что траты на питание окажутся тогда больше, чем стоимость самой гостиницы", — пояснил эксперт.