Корпорация из Татарстана займётся переработкой рыбы в Петербурге

Автор фото: Лидия Верещагина / "ДП"
Татарстанский "Ак Барс" и петербургские "Морские комплексные системы" договорились создать совместный проект по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования.
Это случилось на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), в процедуре участвовал глава Росрыболовства Илья Шестаков, а в конце 2022 года Минпромоторг решил выделить "Морским комплексным системам" (МКС) почти 2 млрд рублей на реинжиниринг рыбофабрик. Участники петербургского рынка судостроения констатируют активную экспансию "Ак Барса", ставшую заметной в прошлом году.

Тихо договорились

Генеральный директор судостроительной корпорации "Ак Барс" Ренат Мистахов и владелец МКС Павел Зубков подписали соглашение о стратегическом партнёрстве 7 июня. Оно стало единственным рамочным договором с участием столь крупной компании как "Ак Барс", не попавшим в СМИ. О подписании соглашения стало известно из телеграм-канала МКС, где сообщается сам факт, а также несколько общих фраз о том, что "стороны планируют обеспечить новый этап развития рыбоперерабатывающей отрасли в России в рамках Федеральной программы субсидирования отечественных производителей" и что "по итогу встречи компании договорились, что намерения о сотрудничестве имеют характер стратегического партнёрства, рассчитанного на долгосрочную перспективу".
Тот же телеграм-канал опубликовал совместную фотографию руководителей "Ак Барса", МКС и главы Росрыболовства Ильи Шестакова. "Илья Шестаков поддержал реализацию выполнения совместного инвест-проекта "Ак Барс" и МКС по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования". Сообщать подробности будущего инвестпроекта в МКС не захотели. Ренат Мистахов на предложение о комментарии к моменту публикации не отреагировал.
Уместно предположить, что суть совместных планов крупнейшей в России частной судостроительной корпорации и сравнительно маленькой петербургской компании сводится к строительству производства оборудования для рыбофабрик. Именно для МКС в конце 2022 года Минпромторг принял решение выделить почти 2 млрд рублей субсидии на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования. В соответствующем протоколе министерства указано, что МКС займутся реинжинирингом оборудования для рыбофабрик. До сих пор МКС производят судовую мебель и интерьеры.

Пришли и всё купили

"Ак Барс" стал проявлять интересы в судостроении Петербурга и Ленинградской области только в 2023 году. Бывший ещё прошлой весной советником генерального директора татарстанской корпорации Геннадий Слугин в последних числах мая возглавил петербургское ООО "ФОРСС Марин". Это стопроцентная "дочка" "Ак Барса" с основным видом деятельности "научные исследования и разработки в области естественных и технических наук" и весьма скромными финансовыми показателями. По данным СПАРК, компания выручила в прошлом году 2,5 млн рублей, а её статус — микропредприятие.
Несколькими месяцами ранее, в марте, Геннадий Слугин возглавил гатчинское АО "Завод "Кризо" — производитель судового оборудования, включённый в реестр организаций ОПК Минпромторга, и в перечень стратегических организаций, утверждённый правительством РФ. Выручка "Завода "Кризо" за 2023 год составила 125 млн рублей, из открытых источников видно, что в конце прошлого года завод подписал соглашение с "Ак Барсом" о сотрудничестве в сфере военного и гражданского судостроения и судоремонта, объявил о планах расширения производства и ассортимента продукции, после чего приступил к реализации лизинговой программы по модернизации, заказав несколько новых станков. "Завод "Кризо" производит судовую автоматику, прежде всего, системы пожаротушения, а недавно приступил к разработке автомобиля-амфибии на базе ВАЗ-2131. Изготовленной на заводе пожарной сигнализацией "Краб–М" оборудован авианосец "Адмирал Кузнецов".
Участники рынка полагают, что "Ак Барс" приобрёл акции "Завода "Кризо", но в открытых источниках таких сведений нет.
Любопытно, что у "Ак Барса" в Петербурге всего две "дочки", обе называются ООО "ФОРСС Марин" и располагаются по одному адресу на Казанской улице. Геннадий Слугин возглавил "ФОРСС Марин", полностью принадлежащий "Ак Барсу", а Борис Рыжов, которого он сменил на этом посту, владеет 15% долей "ФОРСС Марина", в котором у "Ак Барса" 70%. Эта компания занимается проектированием в сфере судостроения, один из известных продуктов — рабочая документация для ярусоловов-процессоров проекта МТ1112XL "Гандвик", которые "Северная верфь" строит сейчас для рыболовецкой компании фирма из Карелии. Доли обоих "ФОРСС Маринов" татарстанская судостроительная корпорация приобрела в 2023 году, до того своего бизнеса в Петербурге и Ленобласти у неё не было.
Фактически "Ак Барс" приобрёл в нашем регионе за прошедший год проектную компанию, судостроительный завод и компанию, которой Минпромотрг обещал поддержку в реинжиниринге рыбоперерабатывающего оборудования.

Инвесторы нужны всем

По мнению исполнительного директора ООО "Северное море" (судостроительная компания из Ленинградской области) Ольги Одаренко, интерес "Ак Барса" к "Заводу "Кризо" связан с его сложным финансовым положением и большим количеством обязательств перед "Ак Барсом".
"По моим сведениям, "Завод Кризо" имеет большие долги, из-за которых находится в довольно тяжёлом финансовом положении. Новый генеральный директор Геннадий Слугин, надо полагать, будет пытаться проводить там мероприятия по выходу из критического состояния. Это очень нужно "Ак Барсу", потому что "Завод "Кризо" поставляет ему большой объём судового комплектующего оборудования для кораблей, которые "Ак Барс" производит. Для "Кризо" татарстанская корпорация — один из основных заказчиков. Думаю, приход "Ак Барса" в "Завод "Кризо" — попытка не довести ситуацию на заводе до настолько проблемной, при которой "Ак Барс" не сможет выполнить собственные обязательства перед заказчиками", — полагает глава "Северного моря".
По мнению генерального директора ленинградского АО "Гесер" (производит судовое комплектующее оборудование) Сергея Мамаева, местные судостроительные компании обратились к "Ак Барсу", потому что им не хватает инвестиций.
""Завод "Кризо" производит оборудование для судов, "ФОРСС Марин" специализируется на судостроительном проектировании. Думаю, руководители "Ак Барса" рассчитывают, что, находясь внутри группы, эти предприятия будут производить более дешёвую продукцию для собственного судостроения "Ак Барса" с возможностью выйти из под федерального закона №223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Что касается компании, занимающейся реинженерингом рыбофабрик, предполагаю, что она испытывает острый финансовый дефицит и поэтому активно ищет инвестора. В такой ситуации сегодня пребывает 80% российского бизнеса", — говорит руководитель "Гесера".
Досье:
ООО "Морские комплексные системы" зарегистрировано в Петербурге в 1992 году. Указанный в СПАРКе профиль компании "строительство кораблей, судов и плавучих конструкций". Уставный капитал 1,6 млн рублей. Единственный владелец и генеральный директор компании петербургский бизнесмен Павел Зубков. Финансовые результаты МКС в СПАРК не указаны, сообщается лишь, что в 2021 году компания перечислила 116,7 млн рублей налоговых отчислений в бюджет.