За спам ответите: навязчивые обзвоны обернутся штрафами до 1 млн рублей

Жёсткие штрафы введены за спам–звонки и недобросовестную рекламу кредитов. Но что именно считать спамом, не до конца ясно.

Согласно федеральному закону, подписанному на днях президентом Владимиром Путиным, теперь за навязчивые и недостоверные рекламные обзвоны компании будут штрафовать на сумму от 300 тыс. до 1 млн рублей. Должностным лицам за спам–звонки грозят штрафы от 20 тыс. до 100 тыс., а физическим лицам — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.
Кроме того, увеличиваются штрафы для банков и микрофинансовых организаций, которые рекламируют кредиты и микрозаймы, но при этом не указывают полную стоимость таких услуг. Юрлицам за это нарушение грозит взыскание от 600 тыс. до 1,6 млн рублей, а должностным — от 40 тыс. до 100 тыс.

Выделили в статью

По данным МТС, в 2023 году количество звонков с признаками спама по стране выросло на 36%. Петербург вошёл в пятёрку городов, где абонентам досаждают чаще всего. Наиболее часто звонили представители банковской и страховой сфер.
Раньше ответственность за спам–звонки не имела своего самостоятельного состава, говорит юрист Maxima Legal Кирилл Катков. Наказывали по "общей" ч. 1 ст. 14.3 КоАП как нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе. За неё юридическим лицам грозил штраф до 500 тыс. рублей.
"Как следует из пояснительной записки к законопроекту, поводом для инициативы законодателей послужило широкое распространение спам–звонков, в том числе среди кредитных и микрофинансовых организаций, а также незначительный размер штрафов", — отметил Катков.
Новым федеральным законом установлена именно самостоятельная ответственность за нарушение законодательных требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, добавил он.
Юрист "Адвокат.РФ" Александр Титов напоминает, что формально запрет на рекламу с использованием телефонной связи действует с 1 июля 2006 года. Закон "О рекламе" требует предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений таким способом. Тонкость в том, что согласие может быть выражено в любой форме. "Это означает, что абонент должен быть внимателен и при заключении договора с оператором связи, и при регистрации в различного рода сервисах. Так как по невнимательности он может дать согласие на получение рекламных звонков и на передачу информации о его абонентском номере телефонным спамерам. В такой ситуации их звонки будут иметь вполне законные основания", — подчёркивает юрист.
Федеральный закон не ввёл новую ответственность за спам–звонки, он лишь обособил её от других составов правонарушений в сфере рекламы, предусмотренных ст. 14.3 КоАП, говорит Титов.
Основатель юридической компании Future Legal, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков считает, что для обнаружения нарушителей регуляторы будут ориентироваться на жалобы пользователей или станут запрашивать данные у операторов. "Думаю, будут применяться оба канала. По аналогии с проверками ФАС или Роспотребнадзора они могут быть инициированы жалобой потребителя или конкурента, а могут — самим ведомством", — говорит он.

Неэтичный инструмент

Спам–звонки популярны из–за дешевизны, отмечает основательница маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская. "В своё время встречала информацию, что если на миллион писем отреагировали два человека, то спам уже окупился. Скорее всего, инструмент настолько дешёвый, что даже для рекламы на уровне общего охвата подходит. Но мы считаем его максимально неэтичным, поэтому пару клиентов из сферы стоматологии отговорили", — рассказывает она.
Технический директор "Комфортел" Владимир Бутырин обращает внимание на то, что оператор связи может проследить по договору, на кого зарегистрирован номер, кому и в какое время был совершён звонок. Однако определять номер как спам могут только правоохранительные органы. "Вопрос о том, кто и по каким критериям будет идентифицировать нарушения, остаётся открытым. Спамом могут считаться звонки, на получение которых абонент не давал предварительного согласия. Также подозрения может вызвать установление аномального трафика или обычная жалоба пользователя", — поясняет эксперт.
Телеком–аналитик, автор telegram–канала @abloud Алексей Бойко считает, что, вероятно, кто–то из операторов будет инициировать разбирательства государства с конкурентами. Прежде всего с теми, кто уделяет борьбе со спамом недостаточно внимания и позволяет инициировать на своей сети массовые спам–вызовы, направленные для приземления в сети других операторов. "Вовлечение государства в эти процессы чревато ростом административной нагрузки для операторов и их финансовых потерь. Избавиться от спама вряд ли получится, но, возможно, его станет немного меньше, чем сейчас", — отмечает он.

Сигнал на экране

Мобильные операторы подчёркивают, что сами активно сотрудничают с регуляторами в деле борьбы со спамом. "В 2021 году все операторы связи подписали с ФАС меморандум по противодействию голосовым вызовам, совершённым с нарушением требований законодательства. Эта работа ведётся на постоянной основе", — рассказали "ДП" в "Билайне".
Для защиты абонентов в компании внедрены решения и сервисы под общим названием "Моя безопасность". Например, продукт "Виртуальный помощник" предупреждает клиента о спаме и мошенниках на экране телефона во время входящего звонка. А также способен заблокировать звонки от спамеров и мошенников и работает как секретарь.
"Для защиты наших клиентов от нежелательных звонков мы используем комплексный подход. Один из ключевых методов — защита периметра телекоммуникационной сети. Мы анализируем трафик на предмет аномальной активности, такой как неожиданный всплеск звонков из нехарактерных локаций или звонки от российских номеров, находящихся за границей. Для этого применяются алгоритмы машинного обучения, позволяющие в реальном времени оценивать вероятность мошенничества и блокировать подозрительные вызовы", — добавляют в "Билайне".
В январе 2024 года МТС запустили мобильное приложение "Защитник", с помощью которого можно определить, кто звонит. "Система сохраняет в истории вызовов название компании и отмечает “пользу” звонка цветом: зелёным — надёжные, жёлтым — вызовы, которые могут содержать спам, и красным те, которые с большой долей вероятности нежелательны. Звонки анализируются на основе технологии big data: официальное название организации определяется при наличии номера в справочниках и открытых источниках. Сервис может классифицировать спам–звонки, например “Юридические услуги”, “Коллекторы”, “Медицина и красота”, “Страхование”. База номеров автоматически обновляется", — сообщили в компании.