Welcome! Как Петербург становился европейским туристическим центром

Автор фото: "ДП"

"ДП" в рамках проекта "Деловой бестселлер" (придуман и реализуется в сотрудничестве с лидером строительного рынка "Группой ЛСР", которая, как и "ДП", была основана 30 лет назад) продолжает знакомить читателей с событиями в экономической жизни города, которые освещались на страницах издания с 1993 года.

Петербург посетили около 8 млн туристов с начала года. В начале XXI века город похвастаться такими цифрами не мог. Именно об этом шла речь в номере "Делового Петербурга" 2055 от 29 ноября 2005 года.
Из этой статьи вы узнаете, что:
  • Оборот рынка туристических услуг в Петербурге в 2005 году составил около $1-1,2 млрд
  • Программу развития Петербурга как туристического центра готовили в The Boston Consulting Group
  • Ожидаемый доход от реализации этой программы к 2010 году должен был составить 125-130 млрд рублей
  • К 2005 году в Северной столице было открыто около 1200 турфирм
  • Участники рынка тогда заявляли, что Петербургу крайне не хватает дешёвых гостиниц
  • Из-за высоких гостиничных цен стоимость тура в Петербург в среднем была в 1,5 раза выше тура в Европу
  • В 2004 году в Петербург заходило около 300 круизных судов, в 2005 году — более 400
Авторы материала — Светлана Хорошева и Ольга Кувшинова

Петербург готовят в "турпятёрку"

Власти Петербурга намерены к 2010 году ввести город в пятерку крупнейших туристических центров Европы с количеством посещений в 5 млн туристов в год. Однако участники туристического рынка проекты городского правительства оценивают скептически.
Оборот рынка туристических услуг в Петербурге в 2005 году составит $1-1,2 млрд. Проведённый опрос основных участников этого рынка позволяет говорить, что город недополучит $100-200 млн. Как отмечают в Северо-Западном региональном отделении Российского союза туриндустрии, поток иностранных туристов сократился на 19% по отношению к прошлому году. Это связано с возросшей стоимостью петербургского "туристического пакета": неделя пребывания, например, в Бельгии стоит дешевле, чем 2-3 дня в Петербурге.
"Одной из причин также может являться то, что туристы предпочитают пользоваться не услугами турагентств, а приезжать самостоятельно", — считает заместитель директора ООО "ЛиК Вояж" Лидия Кузнецова.
5:5:5
В октябре 2005 года была принята программа развития Петербурга как туристического центра, основанная на концепции, разработанной по заказу МЭРТ специалистами The Boston Consulting Group (BCG). Главная цель предпринимаемых действий — войти за 5 лет в пятерку крупнейших туристических центров Европы с общим количеством посещений в 5 млн туристов в год (концепция, которую эксперты BCG называют "5:5:5"). Ожидаемый доход от реализации этой программы к 2010 году должен составить, по мнению комитета по инвестициям и стратегическим проектам, 125-130 млрд рублей.
В этом году город посетило около 1,8 млн туристов. "На мой взгляд, в этой программе делаются акценты далеко не на самых важных вещах, — считает генеральный директор ЗАО "Грифон" Арнольд Быховский, один из корифеев туриндустрии города. — В первую очередь нужно снижать цены на услуги: открывать дешёвые гостиницы, добиваться скидок у перевозчиков для туристических групп и т.д. Кроме того, в настоящее время Петербург ориентирован на иностранных пенсионеров, а стоит заинтересовывать молодёжь. Для этого нужно организовывать и продвигать на международном рынке различные фестивали, концерты".
Сегодня в городе действуют около 1200 турфирм. По мнению ведущих участников рынка, на смену обособленным турагентствам в обозримом будущем придут сети, способные предложить более выгодную цену. Сегодня доля сетей на рынке туристических услуг не превышает 20-30%. Ожидается, что через 2-3 года она превысит 50%.
Туризм в Петербурге сейчас в большей степени ориентирован на иностранных пенсионеров. Чтобы привлечь молодёжь, которая и путешествует чаще, и тратит больше, нужно продвигать на международном рынке соответствующие продукты — фестивали, концерты.
Отели конкурируют с жилыми домами
Оборот гостиничного комплекса в 2005 году составит почти половину годового оборота всей городской туристической индустрии. По данным исследовательской компании "Экро-RG", номерной фонд гостиничного комплекса Петербурга оценивается приблизительно в 34 тыс. мест. Таким образом, на каждую тысячу жителей приходится 7,4 места в гостиницах (для сравнения: в Москве — 10 мест на тысячу жителей, в Праге — 12,5, в Амстердаме — 35,4).
Лучше всех остальных в городе развит сегмент гостиниц первого класса: 7% мест в номерном фонде, которые приходятся на эти гостиницы (такие как "Европа", "Астория", "Невский Палас", "Рэдиссон САС Ройал", "Гранд отель Эмеральд", "Балтийская звезда", "Президент"), обеспечивают не менее четверти общего оборота.
По сведениям комитета по внешним связям и туризму правительства Петербурга, в ближайшие 2 года в Петербурге планируется открытие около 20 гостиниц различного класса. Крупнейшие проекты, реализованные в этом году, — четырехзвёздные Novotel (оператор Accor), "Амбассадор" (оператор ЗАО "Петербургские отели"), "Мойка, 22" (оператор Kempinski).
Приход международного оператора Orient-Express, купившего "Гранд Отель Европа", можно считать знаковым событием для Петербурга, поскольку он относится к имиджевым организациям, чей выход на рынок связан с развитием люксового сегмента этого рынка. В качестве основной причины, замедляющей прирост номерного фонда в Петербурге, часто называют жёсткую инвестиционную политику, проводимую городскими властями.
По мнению исследовательской компании "Экро-RG", не менее важную роль играет и конкуренция с жилым сектором, которую вынужден выдерживать гостиничный комплекс в борьбе за участки под застройку и инвестиционные ресурсы. Участки для гостиниц обладают теми же характеристиками, что и участки для домов элит — или комфорт-класса (удобная транспортная доступность, хорошие видовые характеристики и т.п.), при этом к моменту сдачи жилого дома госкомиссии обычно проданы 60-90% квартир, в то время как срок окупаемости гостиницы — 5-10 лет.
Адресный перечень (на 8.02.2005) включает 103 участка и здания в различных районах города, рекомендованных для размещения гостиниц. Из них 30 — для гостиниц до 100 номеров, 43 -— от 100 номеров.
"В городе недостаточно дешёвых гостиниц. Из-за высоких гостиничных цен стоимость тура в Петербург в среднем в 1,5 раза выше тура в Европу, поэтому туристы всё больше отдают предпочтение последней", — подчёркивает генеральный директор ЗАО "Грифон" Арнольд Быховский.
"В Петербурге разработан план строительства 4- и 5-звёздных отелей, но нет программ по привлечению богатых туристов. В то же время туристы со средним достатком, желающие приехать в Петербург, не могут найти гостиниц экономкласса. Кроме того, гостиничный комплекс совершенно не учитывает интересы внутренних туристов. Среди них высокий спрос на отели по цене порядка 35-50 евро за 2-местный номер", — комментирует руководитель Центра развития малых отелей Алексей Мусакин.
Круизы уходят в свободное плавание
Морские круизы в последние годы стали наиболее динамично развивающейся отраслью туризма в Петербурге. Средние темпы роста пассажиропотока составляют 35% в год. "В Петербург проще прибыть на круизном судне, так как не надо заботиться о визах, пользуясь безвизовым статусом морских круизных пассажиров. В 2004 году в Петербург заходило около 300 круизных судов, в 2005 году — более 400.
В настоящее время происходит грандиозное увеличение размера морских судов, их вместимость увеличилась с 700 до 2,5-3 тыс. пассажиров", — рассказывает исполнительный директор ЗАО "Арктур Трэвел" Елена Мальченок. По словам участников рынка, на навигацию 2006 года предварительно подтверждено 345 судозаходов круизных лайнеров, это уже больше, чем в минувшую навигацию.
Деньги на борту
Однако рост круизного туризма незначительно отражается на обороте всей петербургской туристической индустрии в целом: морские туристы живут на борту лайнера и не пользуются гостиницами, в стоимость их путёвок уже включено питание, и поэтому они достаточно редко прибегают к услугам городских ресторанов. Самая большая часть расходов такого рода пассажиров — экскурсионное обслуживание, доля которого в общем обороте петербургского туристического рынка составляет около 3-5%.
Наибольшая доля морских круизных туристов, посещающих Петербург, приходится на граждан, представляющих США (31%) и Великобританию (20%).
Число круизных туристов с каждым годом растёт: в этом году Петербург посетило около 300 тыс. круизных пассажиров, в 2001 году — 165 тыс.