В Петербурге упал спрос на кадры в сфере IT. Среди причин — рост ключевой ставки, уход западных компаний и переориентация рынка.
По данным hh.ru, количество вакансий в IT–сфере по городу сократилось на 11% по сравнению с 2022–м. С начала 2023 года было размещено более 52 тыс. вакансий. В Петербурге в среднем на одну вакансию в IT–секторе могут претендовать до семи кандидатов. Немного ниже конкуренция среди соискателей–программистов, где на одну вакансию приходится до пяти претендентов. Наибольшая конкуренция среди новичков, где на позиции без опыта работы в среднем поступает 17,5 резюме.
После взрыва
По словам Елены Никишевой, HR–директора ITentika, сокращение вакансий в Петербурге в основном касается junior–позиций. Это связано с уходом западных компаний и сокращением стажёрских программ. "Хотя сейчас есть тренд на возобновление. Мы в том числе сейчас их перезапускаем. Соответственно, эти вакансии будут появляться", — добавила она.
Основательница и CEO международной IT–рекрутинговой компании Lucky Hunter Татьяна Мельничук согласна с этими выводами: "Количество вакансий действительно могло сократиться, и в этом нет ничего удивительного. В прошлом году компании испытывали острый дефицит специалистов из–за того, что многие профессионалы покинули страну. Сегодня большинство вакансий разными способами удалось закрыть. Относительно прошлогоднего “взрыва” сейчас, конечно, наблюдается их сокращение".
Кристина Гурочкина, руководитель группы подбора персонала IT–компании "Рексофт", добавляет, что оставшиеся иностранные компании нанимают точечно, а не потоком. Есть и такие предприятия, которые оптимизировали штат или приостановили поиск для переориентации стратегии бизнеса. В IT–сфере те, кто вышел на рынок труда в конце 2022 года, быстро сориентировались. Их тут же подхватили компании, потерявшие сотрудников. Многие опытные специалисты, которые работали на зарубежные компании, перешли в российские. Таким образом, все закрыли ранее недостающие потребности в персонале и больше его не нанимают или нанимают меньше.
"Например, к “Рексофт” присоединились сразу несколько сильных команд из Accenture, Schneider Electric, Siemens, Aveva, “ВИСТ Групп”. Также команда группы усилилась специалистами из Dassault Systemes, IBM, SAP, Oracle и других", — рассказала Гурочкина.
Стартапы кончились
Лариса Чиликина, директор по персоналу и административным вопросам компании Linx, называет IT–рынок в Петербурге более–менее стабильным. Но за последний год в городе сократилось количество стартапов и снизились темпы выхода на рынок новых компаний.
"Большинство компаний активно набирают IT–специалистов из регионов (технологии позволяют работать полностью удалённо), нет смысла ограничивать поиск одним городом. Также наблюдается небольшой спад инвестиций в IT–сектор, это тоже влияет на количество вакансий", — добавляет она.
Дмитрий Махлин, партнёр и директор по развитию HRlink, видит две причины в сокращении вакансий. Первая — повышение кредитных ставок, ослабление рубля. Это ведёт к уменьшению бюджетов проектов, да и в целом снижается активность бизнеса. А значит, потребности в новых сотрудниках нет.
"Во–вторых, многие компании сейчас вынуждены сместить свой курс с развития на поддержание текущей IT–инфраструктуры. Поэтому наращивать IT–команды не имеет смысла", — отметил он.
Максим Митрохин, директор по стратегическому развитию ИМБА ИТ, оценивает ситуацию в более позитивном ключе.
"Мне кажется, Петербург не первый год является довольно привлекательным местом для инвестиций, в том числе и в IT. Часть компаний базируют свои основные силы именно здесь, не уступая в эффективности конкурентам в столице", — напоминает он.
Стоит заметить, что отрасль IT очень разнообразна. Это не только программисты, тестировщики, но и специалисты по информационной безопасности, инженерным системам и т. д. "ИТ– и ИБ–инженеров или программистов хорошего уровня с уникальными знаниями и практическим опытом по–прежнему не так много на рынке. За хорошие кадры ведётся большая конкуренция, и компаниям приходится находить у себя те значимые преимущества, которые заставят человека интегрироваться в будущий коллектив", — подчёркивает Митрохин.
Елена Никишева отмечает, что самая востребованная сейчас позиция — это системные и бизнес–аналитики. Ни один более–менее крупный проект не обходится без них.
Дмитрий Махлин считает, что наиболее выражен дефицит кадров в программировании: "По последним оценкам Минцифры, в России сейчас не хватает от 500 тыс. до 700 тыс. разработчиков. Спрос на них по–прежнему превышает предложение".
Конвейер джунов
Высокая конкуренция среди вакансий для неопытных специалистов будет длиться достаточно долгое время, предупреждают эксперты. Татьяна Мельничук считает это нормальным явлением. В любой отрасли молодому специалисту не так просто найти работу. "Нужно чуть больше, чем большое желание и горящие глаза. Таковы реалии рынка, и не только в IT. Снизится ли конкуренция в будущем? Мой ответ — вряд ли. Скорее конкуренция станет ещё выше. Государство сейчас активно работает над выпуском ещё большего количества джунов путём создания самых разных программ. Но при этом не объясняет, как и каким образом эти джуны будут трудоустроены", — объясняет она.
С этим согласна Кристина Гурочкина. Огромное количество выпускников онлайн–курсов вышли на рынок труда в статусе junior с завышенными зарплатными ожиданиями и невысокой квалификацией. "Таким специалистам необходимо наставничество, что отвлекает от рабочих задач действующих специалистов. Надо помнить, что время — деньги. Далеко не каждый бизнес готов вкладывать ресурсы в тех, кто пока не может приносить прибыль", — говорит она. По мнению эксперта, ситуация изменится, но постепенно. Главное, чтобы начинающие специалисты понимали, что вход в новую профессию всегда непрост. Надо быть готовым к стажировкам и невысокой зарплате.
"Ситуация с наймом изменится. Но изменится и подход. Если раньше были нужны в основном только теоретические знания, то сейчас на первое место выходит опыт и наличие кейсов в портфолио", — добавляет Елена Никишева.
Лариса Чиликина считает, что конкуренция среди джунов может снизиться, когда популярность IT–сектора пойдёт на спад. Очень многие мечтают перейти в IT, думая, что там самые высокие зарплаты. Но реальность несколько сложнее.