Превенция вместо лекарств: в индустрии красоты и здоровья меняются приоритеты

Автор фото: Ермохин Сергей
Тренд на осознанный образ жизни сместил вектор развития индустрии красоты в сторону медицины здоровья.
Обращаться к врачу с целью диагностики в момент, когда человек не имеет жалоб, а также проводить регулярный check up — основные рекомендации экспертов для тех, кто намерен как можно дольше оставаться здоровым и успешным.
Пожалуй, самые значимые функции в экономике, политике, социальных процессах выполняют руководители корпораций и подразделений. Как правило, эти высокие посты занимают люди возрастной категории 40+, для которых вопросы поддержания здоровья и работоспособности играют ключевую роль.
О мерах, которые необходимо принимать, чтобы быть в форме, зашла речь на круглом столе "Делового Петербурга".
Запрос на здоровое и благополучное долголетие, по словам участников рынка медицины, колоссальный, его диктует в том числе общемировая тенденция к взрослению населения. Например, в Японии существует понятие "серебряное цунами", что означает представленность основной части населения страны лицами старше 65 лет. По прогнозам ВОЗ, такая тенденция будет укрепляться и к 2030 году доля людей старше 80 лет увеличится в разы.
По словам экспертов, в последние годы многие стали более осознанно относиться к своему здоровью, это привело к переходу от медицины болезней (когда человек обращается к врачу по факту заболевания) к медицине здоровья. Основой направления anti-age является превентивный подход, предполагающий предупреждение возникновения патологий заранее.
На премиальном курорте "Первая Линия. Health Care Resort" реализуют проект под названием "Медицина 4П" — превентивная медицина, основанная на четырёх китах: предикция (обследование здорового населения — скрининг заболеваний), превенция (работа с факторами риска), персонификация, партисипативность (вовлечение людей в заботу о своём здоровье).
"Что касается последнего пункта, мы разработали авторскую методику "Врачи как менторы", когда медработники, являющиеся экспертами в своих областях, становятся для пациентов менторами, помогающими людям выработать привычку к здоровому образу жизни и интегрировать его в свою обыденность", — рассказала главный врач Анна Ратникова.
Всё чаще эксперты и потребители говорят о важности правильного питания. Появляются специализированные магазины, позиционирующие себя как продающие продукты для ЗОЖ. Ретейлеры широкого профиля тоже реализуют такие товары. Заведующая отделением функциональной диагностики клиники "ММЦ" на Малой Конюшенной Оксана Гуткина рассказала, что запросов на индивидуальные диетологические программы (когда на основе верифицированных данных о возможностях организма диетолог подбирает те продукты, которые позволят человеку достичь результата — похудеть или, наоборот, набрать вес, обрести желаемую форму) становится больше, люди хотят знать, как правильно питаться конкретно им.
На это повлияла совокупность факторов: реклама, сарафанное радио. Формируется культура здоровья, правильное питание как часть образа жизни становится "модным". В последнее время, по словам экспертов, растёт число запросов на увеличение продолжительности жизни, пациенты клиник всё чаще указывают на подобное желание. В том, чтобы установить, каким образом достичь активного долголетия конкретному человеку, помогают методы функциональной диагностики.
Как отмечает Оксана Гуткина, сегодня спрос на комплексную углублённую диагностику функционального состояния организма (сердечно-сосудистой, дыхательной систем и пр.) вырос на 20% год к году, что можно считать высоким показателем.

Возраст — не отговорка

Начинать следить за здоровьем врачи рекомендуют как можно раньше. Особенно важно в этом отношении воспитывать в детях привычку регулярно посещать специалистов. Также главное правило для всех — ежегодный check up. Эксперты отмечают, что диспансеризации взрослого населения, которая проводится в рамках ОМС, недостаточно, необходим более тщательный комплексный подход.
Один из самых распространённых способов поддержания здоровья — спорт. В фитнес-индустрии спрос смещается в сторону людей старше 40 лет, хотя долгое время было принято считать молодёжь основными посетителями (особенно в случае с силовыми видами спорта).
Управляющая кроссфит-залом BackStage CrossFit, региональный представитель CrossFit в России и СНГ, организатор спортивных и социальных мероприятий, ментор спортивных и фитнес-проектов Вера Попретинская сообщила, что в кроссфит-залах самый большой поток посетителей — взрослый.
"На Западе сегодня активно пропагандируется физическая активность и составляются планы тренировок для людей за 60. Есть и примеры, когда в фитнес-зал приходят «начинающие атлеты» старше 80 и даже 90 лет, причём не всегда это те, кто занимается с юности, многие из них начали в 50 и к 80 продолжают, даже выступают на соревнованиях. Есть вероятность, что этот тренд дойдёт и до России, первые шаги в эту сторону уже заметны, у нас, например, самому старшему посетителю 70", — рассказала она.
Интересно, что в рекламе фитнес-центров пока используют только изображения молодых и подтянутых людей, хотя, по мнению экспертов, использование в креативах фото пожилых могло бы мотивировать их ровесников активнее приходить на тренировки.

Неженские секреты

Отдельное место в современной индустрии красоты и здоровья отводится пластической хирургии. Причём сегодня спрос со стороны пациентов сформировался именно на естественность — возвращение молодости, изменения, которые не бросаются в глаза окружающим и уж тем более не выглядят со стороны как результат операции.
"Мы предпочитаем комплексный подход: профилактика, восстановление, укрепление. Работаем совместно с эндокринологами, косметологами, спортивными тренерами. Только благодаря усилиям команды мы получаем желаемый результат, в связи с этим пластическую хирургию не следует понимать как «волшебный метод», позволяющий человеку исправить всё что угодно", — подчеркнул заведующий Центром пластической хирургии Немецкой семейной клиники, пластический хирург Антон Говоров.
София Солей, ведущий специалист Центра пластической хирургии Немецкой семейной клиники, добавила, что иногда пациентки обращаются с запросом на улучшение качества жизни, а иногда приходят после визита к пластическому хирургу, чтобы сохранить результат. Кстати, эксперты поясняют, что проведённая в клинике пластическая операция или липосакция не означают, что о проблеме можно забыть, чтобы тело оставалось здоровым и красивым, усилия придётся прикладывать и после коррекции.
В последнее время растёт число обращений к пластическим хирургам от мужчин, причём основной спрос приходится на процедуры, связанные с лицом: блефаропластика, подтяжка.
"Я думаю, это связано с развитием технологий и современными методиками пластической хирургии, позволяющими сделать омоложение естественным, а последствия операции — незаметными для окружающих", — поделился Александр Яклашкин, пластический хирург клиники A3BEAUTE премиум-класса.
Эксперт добавил, что ключевую роль в случае с пластической хирургией играет работа с пациентом на всех стадиях: от первого визита до снятия швов после операции, в связи с этим врачи выступают и в качестве психологов, сопровождают клиента. Мотивация обратиться к пластическому хирургу у женщин и мужчин разнится: если первые хотят найти внутренний баланс между внешностью и самоощущением, то вторые — устранить мешающую им деформацию, например начать визуально соответствовать занимаемой ими должности.
Вне зависимости от пола показаниями к операции являются два компонента: субъективный (личный дискомфорт) и объективный (медицинские показания, наличие деформаций). Причём, как отмечает Александр Яклашкин, желание поменять что-либо в себе может появиться как у молодого человека в 20 лет, так и у мужчины после 50. В любом случае эксперты, исходя из принципов превентивной медицины, отмечают, что самое дешёвое и эффективное лечение — это профилактика у людей, следящих за собой, изменения происходят реже и доставляют меньше неудобств. Осознанный подход важен в любом случае.
"Если пациент тянет до последнего, то после операции он может не получить того результата, который был бы возможен, обратись он раньше, — говорит Антон Говоров. — При этом, на мой взгляд, сомнения о том, стоит ли делать операцию, — это уже повод к тому, чтобы прийти к специалисту, для начала на консультацию".
Эксперты допускают, что с пластическими хирургами ситуация будет развиваться так же, как с психологами: если раньше мужчины ходили к ним редко, то сейчас это нормальная практика.

Сложности или возможности?

Кризисы последних лет сказались на индустрии красоты и здоровья. Например, пандемия негативно сказалась на экономике фитнес-клубов. Как отмечает Вера Попретинская, ситуация была двоякой: с одной стороны, залы оказались закрыты, с другой — спорт остался единственным развлечением, в связи с чем он стал неотъемлемой частью жизни людей, хотя и частично перешёл в диджитал. Со временем люди соскучились по общению, взаимодействиям с тренером в зале, поддержке других посетителей. Поэтому клиенты стали возвращаться в фитнес-клубы.
"Март 2023 года оказался переходным моментом, когда рынок достиг докризисных показателей, фитнес вышел из периода стагнации", — поделилась она.
Санкционное давление также повлияло на бизнес и побудило владельцев компаний перестраивать процессы, налаживать контакты с российскими поставщиками. "Если до кризиса запас необходимого у нас был на 2-3 месяца, то сейчас на некоторые позиции — на 9 месяцев. Поскольку запись у нас есть уже и наперёд, необходимо предусмотреть всё и рассчитать количество материалов", — поделился Говоров.
При этом он добавил, что после начала 2022 года поток клиентов в его клинике вырос, отчасти это может быть связано с перераспределением ресурсов и закрытием границ: деньги, которые люди планировали потратить на поездки, некоторые вложили в уходовые процедуры. При этом следует признать, что среди иностранных клиентов поток снизился. Александр Яклашкин констатировал, что рост стоимости позволяет сохранить качество оказываемых услуг и идти навстречу запросам пациентов. С их стороны же сохранилась лояльность, поскольку есть понимание причин.
Вместе с тем участники круглого стола отметили, что расценивают вызовы сегодняшней реальности как возможности: смена приоритетов в сторону качества позволяет выводить на рынок продукт для более платёжеспособной аудитории, а рост спроса на него в свою очередь говорит об осознанности людей в отношении здоровья и красоты.
Трансляцию круглого стола "Anti-age: возраст успеха" смотрите по ссылке.