Глобус с границами: туры по России скоро станут популярнее Турции

Автор фото: Михаил Тихонов

Внутренний туризм продолжит расти в 2023 году, несмотря на отмену кешбэка. Петербург наряду с курортными направлениями лидирует по спросу.

Внутренний туризм остаётся самым значимым сегментом для всей туриндустрии. Эксперты ожидают, что в высоком сезоне 2023 года операторы отправят внутри страны большее число отдыхающих, чем в Турцию. Хотя пока тёплое Средиземное море у российских отпускников всё же в приоритете. Туры по России в летних продажах туроператоров Coral Travel, PEGAS Touristik, FUN&SUN, "Интурист", федеральной сети "1001 Тур" сейчас занимают второе место после Турции долями от 17 до 41%. У ANEX Tour Россия на третьем месте в структуре летних бронирований.
В Ассоциации туроператоров России (АТОР) прогнозируют рост внутреннего туризма летом 2023 года на 15% к прошлогоднему уровню. Только на основные курорты турпоток составит 15 млн человек. По ряду направлений рост спроса уже сейчас превышает 15%, при этом динамика продаж в сегментах самостоятельного и организованного туризма разнится. Через туроператоров продажи идут быстрее. На массовых направлениях доля туроператоров выросла более чем на 30%, при этом рост внутри страны заметен везде, кроме Крыма.
Как отмечает вице–президент АТОР по внутреннему туризму генеральный директор компании "Дельфин" Сергей Ромашкин, в этом году наблюдался ранний старт продаж путёвок. Уже в январе их объём вышел на уровень, который обычно фиксируется весной–летом. Динамика оказалась даже выше января 2022 года, когда бизнес и путешественников поддерживал туристический кешбэк. "Логика поведения клиентов на туристическом рынке отличается от других. Если в основном люди взяли курс на экономию, то в туризме мы видим готовность покупать и инвестировать деньги в будущий отдых", — подчёркивает Ромашкин.
На сегодняшний день продажи компаний составили порядка 50% от ожидаемого объёма на лето и порядка 45% от всего года. На лето брони у турагентов, по словам экспертов, сейчас идут более активно, чем в прошлом году. Выросла средняя глубина продаж, которая в мае составила 30–40 дней.
Петербург оказался в пятёрке лидирующих направлений у туроператоров на лето 2023 года наравне с курортными направлениями (Краснодарский край, Кавказские Минеральные Воды, Дагестан, республики Северного Кавказа). При этом в Петербурге не фиксируют роста продолжительности отдыха. Что касается доступности отелей, на 15 июня туристы могут забронировать в Петербурге номер в 42% гостиниц, на 15 июля — в 71%, на 15 августа — в 75%. Для туриндустрии города первый месяц лета — самый активный благодаря белым ночам и ПМЭФ. В целом как в Петербурге, так и по всей стране, по оценке АТОР, отельная база способна покрыть имеющийся спрос.

Отдых в копеечку

Эксперты прогнозируют рост турпотока по многим внутренним направлениям, на что указывает и интерес со стороны онлайн–пользователей. Например, с января по апрель число поисковых запросов на поездки в Петербург выросло на 31% год к году.
"Между поиском тура в интернете и его покупкой проходит время, причём некоторые могут выбирать долго. Тем не менее активность пользователей даёт возможность спрогнозировать будущие продажи", — указывает Ромашкин.
Вообще на спрос влияет многое. Тренд на развитие внутреннего туризма на рынке наблюдается не первый год, начался он ещё до пандемии. Но в последние годы стал наиболее показательным. Играют роль и внешние факторы — например, закрытость Европы: даже при наличии действующей визы туда нужно лететь неудобными рейсами со стыковками. Рост цен на зарубежных направлениях также выталкивает среднего туриста на российский рынок.
Цены на отдых выросли, средняя стоимость продаваемых путёвок повысилась на 10–22% год к году. Так, путёвки в Петербург стали дороже на 7%, в Краснодарский край и Кавминводы — на 15%. Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе отмечает, что это связано как с ростом стоимости авиаперевозок, так и с незначительным увеличением средней продолжительности поездки. Средний чек туров с перелётом на черноморское побережье или в Ставропольский край на семью из трёх человек летом составит 70–150 тыс. рублей. Эксперты обращают внимание, что увеличение среднего чека не означает такого же роста цен проживания в отелях.

Выдавить средний сегмент

По выездному туризму прогнозный рост на лето 2023 года составляет 42%. При этом динамика продаж зарубежных туров выше, чем внутри страны. На долю туроператоров на ключевых массовых направлениях приходится 70–95%. Майя Ломидзе отмечает, что свою лепту в динамику продаж внесла ситуация с выборами в Турции — самом массовом туристическом направлении. Люди наблюдали за новостной повесткой, но после объявления результатов возобновили обращения к турагентам. В целом по стране спрос на туры от недели к неделе тогда вырос почти вдвое (на 30–50% в зависимости о компании). Это повлияло и на общую динамику продаж.
"Мы наблюдаем обострение конкуренции между туроператорами разного звена. Крупные компании явно пытаются занять более доминирующую роль на рынке и применяют возможные инструменты для того, чтобы на массовых направлениях выдавить средний сегмент. К этим инструментам относится снижение цены, — обращает внимание Ломидзе. — Мы видим повышение стоимости до 50% на массовых направлениях, при этом на отдельные даты заезда и рейсы снижение на 50% и более: картина разнонаправленная. Эта битва между “крупняком” и остальными идёт в плюс потребителю, который пытается этим воспользоваться".
В топе летних зарубежных направлений оказались Турция, ОАЭ, Египет, Таиланд и Мальдивы. Рост среднего чека относительно прошлого года составил от 15 до 50%.Что касается въездного туризма, его восстановление происходит медленно, отмечает Майя Ломидзе. Небольшие пробные группы только начинают приезжать в Россию из стран Латинской Америки и Ближнего Востока. С Китаем, который анонсировал возобновление выездного туризма ещё в феврале, до сих пор нет ясности насчёт визовых соглашений.