Учесть интересы клиента: новые драйверы для загородного строительства

Автор фото: Freepik

В туристически привлекательных локациях существует дефицит качественных объектов размещения, считает Александр Царев, генеральный директор "РОССА РАКЕННЕ СПб" (эксклюзивный дистрибьютор HONKA в России). "ДП" обсудил с экспертом, каковы перспективы развития основных направлений сегмента.

Что сейчас происходит на петербургском рынке загородной недвижимости премиум–класса?
— Спрос в нашем сегменте, премиальном, в 2022-м по сравнению с 2020–2021 годами снизился, но не катастрофически. Сейчас он находится на уровне допандемийного 2019 года, что в текущих условиях можно считать неплохим результатом. В прошлом году мы заключили достаточное количество договоров на строительство домов, в работе сейчас ряд новых интересных проектов, в том числе в сегменте b2b. При этом мы отмечаем, что сегодня в связи с общим уровнем неопределённости у клиентов увеличились сроки принятия решений, что будет, конечно же, влиять на уровень продаж.
Кто сегодня является вашим заказчиком?
— Если говорить о коттеджном строительстве, то в основном это люди бизнеса — состоявшиеся и состоятельные, обладающие определёнными финансовыми возможностями, обычно семейные, в возрасте около 40 лет.
Александр Царев, генеральный директор "РОССА РАКЕННЕ СПб" (эксклюзивный дистрибьютор HONKA в России)
Изменились ли сейчас запросы аудитории? Стали ли покупатели более взыскательными?
— В целом по рынку действительно появляется всё больше заказчиков, которые предъявляют конкретные требования к недвижимости. Однако наши проекты изначально относятся к высокой ценовой категории, в том числе и коттеджные посёлки, где мы создаём разнообразную социальную инфраструктуру. В наших комплексах всегда есть достаточное количество общественных зон, предназначенных для отдыха и занятий спортом: теннисные корты, многофункциональные спортивные площадки, детские площадки, зоны для прогулок, спа-комплексы и так далее. Мы сохраняем этот формат строительства, он востребован у наших клиентов.
Как высокий пандемийный спрос изменил рынок? Стал ли он более привлекательным для девелоперов? Высока ли сегодня конкуренция?
— Крупных компаний с хорошей репутацией, которых можно было бы сравнить с лидерами рынка городского многоквартирного жилья, на загородном рынке сегодня единицы. За последние годы действительно появились новые игроки, которых привлекла возможность заработать в растущем, популярном сегменте. Они выходят с интересным по цене предложением, но с продуктом неоднозначного качества. Довольно часто уже после сдачи дома выявляются недочёты и дефекты, и тогда клиенту приходится решать многие вопросы самостоятельно, тратя на это не только время, но и значительные средства. Надо отметить, что проигрывают в этой ситуации и покупатели, и сами компании, которые не достигают своих экономических целей. В итоге они или просто уходят с рынка, или банкротятся.
Прогнозы делать сегодня достаточно сложно, тем не менее считаете ли вы, что усилившийся в пандемию интерес к загородному рынку сохранится?
— Безусловно, тенденция к жизни в комфортных условиях за городом сегодня заметна и актуальна. Преимущества такой жизни оценили уже многие, поэтому в настоящее время всё больше людей стремятся иметь собственный дом на природе. Это коррелируется и с демографическими данными — население России, как и всего мира, стареет, а людям более пожилого возраста свойствен интерес к жизни в более спокойных экологически благополучных районах. На основании этого можно прогнозировать, что спрос на загородные дома сохранится. В то же время делать сегодня какие-либо прогнозы, безусловно, достаточно сложно.
"РОССА РАКЕННЕ СПб" — эксклюзивный дистрибьютор HONKA. Финская компания официально приостановила работу в России. В каких отношениях вы с ней сейчас находитесь и какой продукт предлагаете клиентам?
— Действительно, в прошлом году поставки финских домов HONKA в нашу страну приостановились. При этом обе стороны готовы в любой момент вернуться к активному сотрудничеству — как только появится такая возможность. В общем объёме продаж концерна HONKA (дома продаются в 50 странах) на российский рынок приходилось порядка 30%, и этот рынок компания терять не хочет.
В прошлом году мы провели серьёзную работу по поиску российских производителей, которые могли бы поставлять нам продукцию требуемого высокого качества. Сейчас по всей стране строится порядка 50 домов, в которых мы используем отечественные материалы. Мы предлагаем клиентам по-прежнему очень качественный продукт. Надо сказать, что в новых проектах мы максимально используем наработанный ранее опыт, в том числе конструктивные и технологические решения, которые на протяжении многих лет применялись при сотрудничестве с финскими партнёрами.
Планируется ли вывод на рынок новых посёлков?
— На сегодняшний день у нас есть два посёлка под Петербургом — HONKANOVA в Солнечном, в котором мы планируем закрыть продажи в этом году, а в следующем — завершить строительные работы, и посёлок "Медное озеро-2" — большой проект, где в продаже осталось порядка 20 участков. Его мы также планируем завершить в следующем году.
Сейчас мы проектируем новый посёлок во Всеволожском районе Ленобласти, строим два посёлка в Подмосковье, ведём переговоры по строительству на юге России.
В каких регионах работает компания?
— В Подмосковье, Петербурге, Ленинградской области, в других регионах России, также в Белоруссии и Казахстане. На всех рынках, где работает компания, мы не только строим дома, но и реализуем коммерческие проекты. Так, в Белоруссии в ближайшее время начнётся строительство большого ресторанного комплекса. В стадии проектирования — спа-комплекс, тоже на территории Белоруссии.
Видите ли вы в России рост интереса со стороны девелоперов и инвесторов к коммерческим объектам, которые предлагаете: загородным домам отдыха, ресторанам, гостиницам?
— В связи с ростом спроса на внутренний туризм и появившимися ограничениями по выездному туризму мы видим определённый рост запросов со стороны компаний, работающих в этой сфере. В туристически привлекательных локациях, таких как Камчатка, Байкал, Алтай, сегодня наблюдается большой дефицит качественных мест размещения. Во многом это становится препятствием для развития внутреннего туризма, особенно в сегменте премиум. В котором мы и предлагаем свои услуги.
Сейчас строим крупную гостиницу на Камчатке, ведём проектирование туристического комплекса в районе Байкала. Проект в Белоруссии, о котором я говорил, также во многом рассчитан на российских туристов.
Для более активного развития туристической отрасли, на мой взгляд, необходима поддержка со стороны государства. Срок окупаемости подобного рода объектов достаточно долгий, особенно если говорить о качественном продукте. Только предлагая серьёзные и системные меры поддержки, можно рассчитывать на заметный приток частных средств в эту отрасль и появление у нас объектов высокого уровня.