Тактовое движение электричек запустят на новых маршрутах в Петербурге

Автор фото: Виктор Казарин

Тактовое движение электричек на Павловском направлении хорошо себя показало, поэтому железнодорожники готовятся запустить аналогичные форматы на других направлениях.

Количество пригородных поездов на маршруте Санкт–Петербург — Павловск — Санкт–Петербург в утренние и вечерние часы пик было увеличено 12 декабря 2022 года, что и позволило запустить тактовое движение. Интервалы между поездами сократились до 10 минут в утренние часы (с 07:00 до 09:30) в направлении Петербурга и в вечерние часы (с 17:00 до 19:00) в сторону Павловска. В пред– и послепиковые часы поезда следуют каждые 15 минут: из Павловска — с 06:00 до 07:00; из Петербурга — с 19:00 до 20:00.
Самый большой трафик наблюдался в часы пик, поэтому и было решено вводить тактовое движение именно в это время. Необходимости в таком режиме в течение всего дня не было. Для того чтобы запустить интервальное движение, в дополнение к существовавшему графику на линию были добавлены девять пригородных поездов в сторону Павловска (четыре утром и пять вечером) и восемь поездов в обратном направлении (четыре утром и четыре вечером).
Как отмечает начальник Октябрьской железной дороги (ОЖД) Виктор Голомолзин, Витебское направление было выбрано для реализации проекта тактового движения неслучайно.
"Увеличение “рабочего” пассажиропотока на этом участке связано с активным жилищным строительством на территории Пушкинского района Санкт–Петербурга. По нашим оценкам, прогнозный рост пассажиропотока на данном направлении ожидается на уровне 1,4 млн человек в год. Кроме того, дворцы и парки городов Пушкин и Павловск традиционно привлекают большое количество туристов. В условиях роста популярности внутреннего туризма в России спрос на перевозки по Витебскому направлению будет только увеличиваться", — прокомментировал "ДП" Виктор Голомолзин.

Ювелирная работа

Как недавно заявил председатель городского комитета по транспорту Валентин Енокаев, запустить тактовое движение чаще всего возможно, если на пути следования поездов нет переездов. Чтобы на Витебском направлении электрички ездили каждые 10 минут в часы пик, была проделана ювелирная работа.
Общая протяжённость участка Октябрьской железной дороги между Петербургом и Павловском — 27 км, здесь расположено три переезда, 10 станций и остановочных пунктов. Как сообщили в пресс–службе ОЖД, с 2020 по 2022 год была проведена большая работа по обновлению инфраструктуры по данному направлению. Так, в границах этого маршрута заменено 292 опоры контактной сети и произведена полная замена устройств контактной сети на перегоне Царское Село — Павловск. На станции Павловск установлены новые мачты освещения. Кроме того, на Витебском вокзале были реконструированы две платформы (для путей № 1, 7 и 9), которые задействованы в приёме поездов по расписанию тактового движения.

Первые результаты

Генеральный директор АО "Северо–Западная пассажирская компания", которое выступило в роли перевозчика, Артём Мирон отметил, что реализация тактового движения между Петербургом и Павловском позволила повысить комфорт в пути и улучшить транспортную доступность Пушкинского района. Поездка на железнодорожном транспорте от центра Санкт–Петербурга (Витебский вокзал) до Павловска занимает порядка 35 минут, в то время как поездка на личном автотранспорте — не менее 45 минут, а на метро и общественном автотранспорте — около 1 часа 30 минут (в зависимости от дорожной обстановки).
"Мы постоянно анализируем данные и отслеживаем динамику востребованности того или иного направления. По итогам I квартала 2023 года пассажиропоток по маршруту Павловск — Санкт–Петербург и обратно вырос на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это хороший показатель того, что подобная модель воспринята нашими пассажирами положительно, а значит, есть повод развивать её и дальше", — сказал "ДП" Артём Мирон.
По словам Виктора Голомолзина, сейчас в разработке у РЖД и Петербурга есть несколько маршрутов, на которых в ближайшее время может появиться аналогичный павловскому формат движения поездов. Так, с 22 мая 2023 года будет запущено тактовое движение пригородных электропоездов по рабочим дням на Балтийском направлении по маршруту Ораниенбаум — Санкт–Петербург (Балтийский вокзал) — Ораниенбаум.
Поезда будут курсировать с интервалом 15 минут в утренние и вечерние часы: из Ораниенбаума в период с 06:30 до 09:00, из Санкт–Петербурга — с 17:00 до 19:30. Как отметили в СЗППК, поездка на электричке из Ораниенбаума до центра Петербурга составит менее часа, а из Петергофа — примерно 40 минут без пробок.
К слову, пассажиропоток на этом направлении в последние годы показывает рост. За 2022 год по маршруту Санкт–Петербург — Ораниенбаум перевезено более 9,4 млн пассажиров, что на 19,7% больше, чем в 2021–м. За I квартал 2023 года перевезено 2,2 млн человек, это на 20% больше аналогичного периода 2022–го.
Глава Комтранса Валентин Енокаев на заседании городского правительства в прошлом месяце также отмечал, что рассматривается возможность запуска тактового движения на Выборгском направлении и на Красносельской линии. А в перспективе развития тактового движения между Петербургом и Павловском — обновление подвижного состава и остановочных пунктов на пути следования поездов. Планируется и внедрение единого билета для оплаты проезда в городском и в пригородном железнодорожном пассажирском транспорте, который будет отличаться от существующего ЕКБ.
Эксперт транспортного развития территорий ООО "Лабград" Илья Резников, говоря об интенсификации пригородного железнодорожного движения, отметил, что в какой–то мере она необходима на всех направлениях — где–то больше, например в Колпино, Гатчину и Всеволожск, где–то меньше.
"Для сравнения можно вспомнить, что количество поездов на конец 1980–х годов по ряду направлений было в 2–3 раза больше, чем сейчас. Сегодня выше автомобилизация, но и население пригородов существенно выросло. Это всё нужно учитывать. Также не везде легко увеличить число поездов, на ряде направлений сначала нужно развивать инфраструктуру, но это всё описано в одобренной в 2020 году Концепции развития Санкт–Петербургского железнодорожного узла", — прокомментировал эксперт.
К слову, тактовое движение электричек между Петербургом и Павловском организовано комитетом по транспорту совместно с ОЖД и СЗППК как раз в рамках развития Санкт–Петербургского транспортного узла в части пригородных перевозок и интеграции железной дороги в систему городского общественного транспорта.
В целом, по мнению Резникова, в Петербурге тактовое расписание необходимо везде — и на железных дорогах, и на городском общественном транспорте. В России, по его словам, тактовое расписание всё ещё редкость, потому что у нас принято организовывать движение транспорта исходя из нужд транспортного предприятия. С "тактом" есть нюансы, под него нужно подстраиваться, иногда требуется чуть больше инфраструктуры или подвижного состава. Тем не менее ситуация меняется.

Нововведения

Как отмечают в СЗППК, запуск тактового движения вызвал спрос на железнодорожный транспорт Витебского направления у пассажиров, в связи с чем с 1 февраля 2023 года стоимость единого комбинированного билета длительного пользования ЕКБ–5 Павловск была понижена на 174 рубля и составила 1210 рублей.
"Единые комбинированные билеты — это пакет, состоящий из двух проездных билетов: билета городского транспорта и абонементного билета для проезда на железной дороге. Чтобы цена билета стала наиболее привлекательной для пассажиров, мы приняли решение снизить стоимость нашей составляющей части на 50%, тем самым обеспечив скидку для покупателей почти 13%", — сказал Артём Мирон.
С ЕКБ–5 Павловск можно без ограничений совершать поездки в автобусах, троллейбусах, трамваях, метро и в пригородных поездах в пределах маршрута Санкт–Петербург (Витебский вокзал) — Павловск в течение 5 календарных дней (подряд) с даты, указанной при оформлении.
Ещё одним новшеством стало появление линии железной дороги с тактовым движением по маршруту Витебский вокзал — Павловск на схеме метрополитена Петербурга. Подобное произошло впервые. На схеме расположен QR–код со ссылкой на информацию о тактовом движении и указано время пешеходного перехода при пересадке на линию железной дороги.