Экспедитора обязали возместить траты за хранение застрявшего в Бронке груза

Автор фото: "ДП"

Разрушение логистических цепочек порой приводит к неожиданным решениям судов. Например, долг за хранение застрявшего в порту груза может быть взыскан не с владельца, а с экспедитора.

Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области обязал оператора порта Бронка ООО "Феникс" вернуть простаивавшие на его складе с февраля прошлого года 499 м3 пиломатериалов стоимостью 18,56 млн рублей их владельцу — курганскому ООО "Лесэкспорт". Одновременно "Феникс" почти полгода через суд пытался взыскать средства за их хранение с экспедитора ООО "Транс–Лог", которое доставило груз "Лесэкспорта" в Бронку, а также добиться права на реализацию товара для компенсации расходов. Суд объединил два дела в одно, и теперь перевозчик должен выплатить "Фениксу" набежавшие за это время 13,4 млн рублей за хранение чужого груза.
У "Лесэкспорта" с 2016 года действовал контракт на поставку пиломатериалов в контейнерах в британский порт Филикстоу с компанией UK Timber Ltd. В интервале с 21 ноября 2021 года по 6 февраля 2022–го груз несколькими партиями поступил на склад в Бронку, но отправиться за рубеж не успел. В материалах дела "Лесэкспорт" ссылается на невозможность доставки пиломатериалов до покупателя из–за того, что вскоре после событий 24 февраля 2022 года "были введены санкции". Якобы поэтому древесина осталась в порту. Когда компания попросила "Феникс" вернуть товар, получила отказ, так как он поступил по договору перевалки с ООО "Транс–Лог", и теперь администрация порта удерживает его в счёт задолженности экспедитора за оплату складирования.
"Мы вообще в этой ситуации не виноваты, — настаивает гендиректор ООО “Транс–Лог” Алексей Жеребцов. — Есть грузовладелец, и он несёт ответственность за хранение своего товара, а мы выступаем как сторона по договору с “Фениксом”. И они выбрали самый простой путь, предъявив нам эти деньги". Санкции, по словам Алексея Жеребцова, в данном случае не играют решающей роли — спорный груз до сих пор не затаможен и не может быть вывезен из страны.
"Транс–Лог" с февраля прошлого года транспортировал для отправки в Европу 39,5 тыс. м3 пиломатериалов, и с этими грузами никаких проблем не возникло.
В суде экспедитор ссылается на то, что полученная им заявка не содержала услуг по хранению, а "Феникс" не выдал никакого документа, их подтверждающего. При этом, по мнению "Транс–Лога", ответчиком он выступать не должен, а вот с "Лесэкспорта" средства взыскать можно. Но суд указывает: между владельцем груза и ООО "Феникс" вовсе нет договорных отношений.
Генеральный директор ООО "Лесэкспорт" Олег Горденко говорит, что конфликт произошёл из–за неисполнения "Транс–Логом" условий договора с его компанией. "Дошло до элементов угроз в наш адрес и вымогательства большой суммы ещё до подачи судебного иска. Хотя всё могло разрешиться в апреле 2022 года с минимальными затратами", — высказывает он свою позицию. При этом в обеих компаниях отмечают, что решение суда ещё не вступило в законную силу, но допускают, что дело получит развитие.
По мнению управляющего партнёра юркомпании "Варшавский и партнёры" Владислава Варшавского, шансы у экспедитора отменить решение первой инстанции незначительные — в рамках исследования доказательств суд установил, что именно ООО "Транс–Лог" заключило с оператором порта Бронка договор перевалки и хранения грузов.
В то же время, отмечает юрист, анализ доступной практики показывает, что число подобного рода дел за последний год значительно не возросло.
"Возможно, причиной является разрешение спорных ситуаций на досудебном уровне, поскольку стороны понимают, что стали своего рода заложниками ситуации", — полагает Владислав Варшавский.