ЗакС Петербурга планирует запретить "бомбил" и реформировать рынок такси

Автор фото: Сергей Ермохин
Автомобили такси в аэропорту Пулково. Петербург, апрель 2022 года.
Депутаты Законодательного собрания Петербурга (ЗакС) рассмотрят законопроект, устанавливающий новые правила работы для участников рынка такси.
Сейчас документ, необходимый для реализации федерального закона, проходит оценку регулирующего воздействия. Как писал "ДП", Госдума приняла аналогичный законопроект в декабре 2022 года. Согласно новым правилам, таксисты обязаны заключать трудовой договор с перевозчиком или регистрироваться в качестве самозанятых, а водителям с непогашенной судимостью и большим количеством штрафов запрещается оказывать услуги перевозки пассажиров.
В законопроекте, составленном петербургскими депутатами Алексеем Цивилёвым, Ольгой Герасиной и Михаилом Барышниковым, как и в федеральном законе говорится в том числе о создании реестра легковых такси (автомобилей), которые должны быть в единой цветовой гамме; реестре служб заказа такси и мобильных агрегаторов; а также реестре самих водителей, которые смогут оказывать услуги в течение пяти лет.
"[Кроме того,] <...> Законодательное Собрание Санкт-Петербурга наделяется полномочием по установлению требований к экологическим характеристикам транспортных средств, которые возможно использовать для осуществления регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в границах [города]", — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Предполагается, что все изменения должны вступить в силу уже с 1 сентября 2023 года. С этой же даты начнётся перевод транспортных средств на общий экологический класс, а полностью эту работу планируется завершить после сентября 2026 года. Между тем в аэропорту Пулково и на вокзалах должны оборудовать специальные площадки для такси.
В беседе с изданием "Фонтанка" автор законопроекта Алексей Цивилёв уточнил, что отдельные детали обсуждаются с представителями агрегаторов. Последние, например, раскритиковали идею перекрасить все автомобили. Также депутатам предстоит внести пункт об аттестации водителей, однако эти требования хотят внести позже, после консультаций с автопарками и водителями.
"Действительно, федеральный закон предусматривает возможность аттестации в широком смысле слова, — отметил в ходе той же беседы глава комитета по транспорту Валентин Енокаев. — <...> В Петербурге есть устоявшийся рынок [такси] и <...> если запустить аттестацию, то какой-то контингент водителей уйдёт, не будет допущен [к работе] по тем или иным причинам. Повлияет это на средний чек? Эконом-класс станет подороже. Но ведь и сейчас клиент может выбрать класс "комфорт" или "комфорт плюс". То есть потребитель, вызывая такси, понимает уровень обслуживания, который его ждет. И стоит ли аттестацией ставить дополнительный фильтр, — хороший вопрос".
Закон о регулировании такси вызвал немало споров среди участников рынка. Многие были недовольны, что их обрекают на дополнительные траты, а одной из статей расходов стало обязательное открытие представительств агрегаторов. Подробности — в материале "ДП".