Рынок подержанных авто бьёт рекорды и даёт шанс разбогатеть на перепродаже

Автор фото: Сергей Ермохин

Отечественный рынок подержанных легковых машин в 2022 году установил исторический рекорд. Многим россиянам удалось заработать на ажиотаже и продать автомобиль с пробегом на 20% дороже, чем он когда–то был куплен.

Рынок подержанных автомобилей уверенно обогнал рынок новых. На покупку машин с пробегом россияне потратили в 2022 году рекордную сумму. При этом в количественном выражении рынок падает, что говорит о росте стоимости машин и на вторичке. Времена, когда авто с пробегом можно продать дороже, чем купил, пока не уходят в прошлое.

Ажиотажный год

В 2022 году жители нашей страны потратили на покупку легковых автомобилей с пробегом 4,3 трлн рублей, подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат". Этот показатель непрерывно рос последние 7 лет, но в 2022–м достиг абсолютного исторического рекорда даже вопреки снижению продаж подержанных машин в штуках. Их в свою очередь купили около 4,9 млн штук — на 19% меньше, чем годом ранее. "Рост финансовой ёмкости вторичного рынка во многом объясняется увеличением цен на машины с пробегом. Так, по нашей оценке, они в прошлом году подорожали более чем на 30%", — подсчитали эксперты агентства.
В региональном разрезе рост рынка машин с пробегом сохранился только в Чечне: он увеличился на 0,7% — до 79,1 тыс. автомобилей. Во всех остальных субъектах страны этот показатель падал, причём в подавляющем большинстве — с двузначными показателями. В число таких регионов попали Москва (–12,4%), Подмосковье (–18%) и Санкт–Петербург (–13,2%). Сильнее же всего вторичный рынок упал на Чукотке (–37,9%). Хотя при этом столичная агломерация осталась в лидерах рынка по объёму: суммарно ей принадлежит более 12% всех купленных подержанных автомобилей в стране. Санкт–Петербург в этом рейтинге занимает четвёртое место (после Краснодарского края): долю города аналитики оценивают примерно в 4%.
Для сравнения отметим, что денежный объём рынка новых легковых автомобилей в нашей стране в 2022 году оценивается в 1,5 трлн рублей. Этот результат вдвое ниже оценки уровня годичной давности и наименьший за последние 12 лет. По оценкам аналитиков, падение финансовой ёмкости произошло из–за резкого сокращения продаж. Всего в прошлом году россияне купили 626,3 тыс. новых легковых автомобилей: в 2,5 раза меньше, чем в 2021–м.

Рост цен на ажиотаже

Аналогичную статистику по росту стоимости автомобилей дают и автодилеры. Так, по оценкам автогруппы "Прагматика", средняя цена машин с пробегом в Санкт–Петербурге в прошлом году увеличилась на 29% и достигла 870 тыс. рублей. Основной рост пришёлся на первую половину 2022 года.
При этом в структуре продаж значительно выросла доля "свежих" машин в возрасте до 3 лет. Если в 2021 году она составляла в городе около 5%, то в 2022–м достигла 21% — и это тоже повлияло на рост стоимости в целом. "На рынке новых автомобилей образовался дефицит марок, принявших решение уйти из России, который покупатели компенсировали “свежими” машинами с пробегом этих же брендов", — рассказывает директор направления "Автомобили с пробегом" группы "Прагматика" Александр Сурков. По его данным, в прошлом году также вырос срок владения автомобилем, поэтому доля трейд–ина в общем числе сделок снизилась. В свою очередь доля кредитных сделок выросла до 24,5% (против 19,7% годом ранее). Основной причиной такой тенденции стал рост стоимости машин.

Предпосылки к восстановлению

В 2023 году продолжает развиваться канал параллельного импорта для поставок машин с небольшим пробегом, говорит Александр Сурков. По его мнению, на этом рынке также начнёт расти доля китайских брендов. "Не исключено, что по итогам года она достигнет 7–10% с текущих 3%", — предполагает эксперт.
На январь 2023 года средняя стоимость подержанного авто в Санкт–Петербурге по–прежнему составляет 800–900 тыс. рублей. За эти деньги можно купить, например, Volvo S60 2012–2013 годов выпуска (с пробегом более 120 тыс. км), VW Passat, Jetta или Tiguan тех же годов и чуть моложе, а также китайские автомобили Chery Tiggo 3 и 5 2015–2017 годов выпуска (с пробегом 50–150 тыс. км). В эту "вилку" уложатся и модели массового сегмента с меньшим пробегом (50–100 тыс. км). В их числе VW Polo, Skoda Rapid, Hyundai Solaris, KIA Rio, Renault Logan, Sandero и Duster 2016–2019 годов, а также автомобили Lada 2018–2022 годов.
Тренд, когда легковой автомобиль с пробегом можно было продать дороже, чем когда–то купленный новый, был особенно актуален в первой половине 2022 года. Тогда начались скачки цен на первичном рынке, а вторичка начала расти за счёт смещения спроса, говорит автоэксперт Денис Гаврилов. По его оценке, заработать на продаже машины в возрасте 2–4 лет реально можно было около 20% по сравнению с её первоначальной ценой, а то и больше. Во втором полугодии цены перестали сильно расти, а спрос на машины с пробегом несколько ослаб. Стали наполняться склады китайских дилеров, появились новые бренды, такие как Omoda, начал работать АвтоВАЗ, добавляет он.
"На данный момент цены машин с пробегом уже скорректировались, но интерес не ослабевает на автомобили в возрасте до 3 лет. В зависимости от марки и состояния такой машины её по–прежнему можно продать чуть дороже, чем она стоила новая пару лет назад", — резюмирует он.
По оценкам участников рынка, в 2023 году основной спрос будет приходиться на максимально "свежие" машины с небольшим пробегом, включая те, что ввезут в Россию из–за рубежа. Не исключено, что средняя цена на них продолжит расти. Предпосылок к восстановлению рынка новых легковых автомобилей пока нет, ожидается снижение предложения. При этом, как писал ранее "ДП", цена на новый легковой автомобиль в России остаётся высокой и на данный момент начинается примерно с 2 млн рублей.
Эти прогнозы автодилеров уже частично подтверждаются данными комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Согласно им, январь 2023 года ознаменовался снижением уровня продаж новых легковых автомобилей на 63,1% — до 32 499 штук (по сравнению с январём 2021–го).
Как следует из опубликованных данных, лидерство на отечественном рынке новых машин удерживает Lada, продажи которой снизились на 3% и составили почти 17,5 тыс. авто. Вторую строчку рейтинга занимает китайский Haval: его продажи в России за месяц выросли на 43% и превысили 4,5 тыс. штук. Замыкает тройку лидеров китайский Geely: дилеры реализовали 3,5 тыс. машин, что на 88% больше, чем в январе 2021–го. Отметим, что в январе в России не продали ни одного нового автомобиля 16 иностранных брендов, включая Jaguar, Land Rover, Infiniti, Mitsubishi, Nissan, Renault и Volvo, говорится в отчёте АЕБ. Напомним: весной 2022 года ряд иностранных автоконцернов объявили об уходе с российского рынка.