Мы к вам заехали на час: Петербург так и не стал хабом для транзитных туристов

Автор фото: Сергей Ермохин

Туристы, оказавшиеся в Петербурге проездом, могут принести дополнительную прибыль как бизнесу, так и городским музеям. Но для этого с ними нужно научиться работать.

Не так уж мало путешественников, отправляясь в другие регионы или страны, по пути задерживаются в Петербурге на непродолжительный срок. Туроператоры всерьёз задумались над тем, что для таких гостей стоило бы подготовить специальные предложения.

Карелия в помощь

Работу с транзитными туристами многие туроператоры считают полезной. С одной стороны, она даёт возможность заработка в моменте, с другой — позволяет увеличить количество возвратных путешественников. Как стало известно "ДП", в компании ANEX Tour на сегодняшний день рассматривают запуск дополнительных услуг для транзитных туристов как в Москве, так и в Петербурге. Пока этот проект находится на этапе анализа показателей спроса как среди туристов, так и среди турагентов. "На следующем шаге, после оценки необходимости, мы предполагаем выходить с инициативой к регуляторам", — поделились в компании.
Как ранее сообщала заместитель генерального директора ANEX Tour Яна Муромова, петербургский офис компании объединяет всю Карелию и Мурманск, откуда не всегда есть прямые перелёты по тем или иным интересным направлениям. Между тем вполне можно было бы предлагать комбинирование коротких туров внутри страны с международными поездками.
В некоторых других компаниях также заинтересованы в работе с транзитными пассажирами. Как узнал "ДП" у представителей "Русского экспресса", там готовы предлагать любые виды обслуживания для этой категории (экскурсионное, транспортное, организацию программ или размещение в отеле под индивидуальные и групповые запросы). Однако в компании подчёркивают, что важный аспект для развития — постоянный рост числа таких путешественников в городе.
Впрочем, пока Петербург всё же нельзя назвать транзитным хабом.
"Точки роста видим в предложении комбинированного турпродукта: из Петербурга в Москву, Казань или Калининград. Люди, следующие в эти города, могут быть потенциально интересными транзитными туристами. В том числе иностранцы из Индии, стран Ближнего Востока, Китая и других", — рассуждают в "Русском экспрессе".
К слову, некоторые компании уже имеют кейсы по взаимодействию с транзитным турпотоком. Как отметил генеральный директор "СканТур" Роман Цветков, летом 2022 года наблюдался качественный скачок по числу туристов. "Чаще всего они покупают у нас туры в Карелию, Выборг, Псков, Новгород на один или два дня. В пики сезона мы делаем для них акцию 1+1, где они могут приобрести два однодневных тура со скидкой. Транзитные туристы делают весомый вклад в нашу выручку по однодневным турам. В пики сезона это более 10% от всех путешествующих с нами. Летом 2022 года мы также ввели совместную акцию с туроператором по Петербургу и предлагали пакетные туры на 5–7 дней “Петербург + Карелия” для гостей Северной столицы", — рассказал "ДП" Цветков.

Показать неочевидное

В петербургских учреждениях культуры тоже считают работу с транзитными туристами достаточно интересной. В пресс–службе Анненкирхе рассказали, что основной поток посетителей у них составляют путешественники, которые останавливаются в городе буквально на пару дней. Увеличить их число явно помогли бы специальные короткие пакеты. "Мы и сейчас уже работаем с людьми, которые приезжают в Петербург на короткий срок. Мы открыты и в понедельник, и во вторник — дни, когда большинство культурных заведений не работает, — рассказали в пресс–службе. — Стоит учитывать график таких гостей и работать с ними, чтобы у города и учреждений культуры была дополнительная возможность заработка и расширения своей аудитории".
В пресс–службе "Манежа" для развития работы с этим сегментом гостей считают важным включение в процесс большего количества институций: небольших музеев и выставочных залов. Это позволит распределить потоки туристов и популяризировать неочевидные на первый взгляд культурные учреждения и достопримечательности. "Безусловно, такая работа с туристами является прибыльной. Вместе с тем важно уметь грамотно распределять группы внутри выставочного пространства, а также предоставляемые музеем ресурсы. Для группы туристов больше 10 человек необходима специальная аудиогарнитура, должно быть достаточно места в зале", — указывают там.

Отели высоких скоростей

В крупных городах обычно существуют сегменты отелей, которые рассчитаны именно на транзитных туристов. Это гостиницы с высокой износостойкостью, как физической, так и в бизнес–процессах. "Отель должен быть готов к скоростному обслуживанию номера, персонал обязан быстро сделать уборку и принять большой поток гостей за сутки. Для их бизнес–модели это эффективное решение", — поясняет независимый директор по развитию KravtGroup Ангелина Самадова.
На транзитных туристов рассчитаны, как правило, капсульные отели и хостелы, а также гостиницы, расположенные вблизи аэропортов и крупных транспортных хабов, не в центре города. Ангелина Самадова добавляет, что основной спрос транзитных путешественников в России ориентирован на гостиницы, расположенные на протяжённых федеральных трассах с севера на юг. Ключевая аудитория городских транзитных локаций — семьи с детьми, путешествующие на машинах. В аэропортах её составляют авиаэкипажи или транзитные пассажиры и пассажиры бизнес–сегмента с вылетом в тот же день. Но и такие отели рассчитаны на туристов, остающихся в среднем на ночь, и предусматривают завтрак. Заселение на несколько часов для отдыха в дороге в России непопулярно.

Круизы не впрок

Как отмечает президент Национальной ассоциации информационно–туристских организаций (НП "НАИТО") Михаил Ушаков, у города отношение к транзитным путешественникам неоднозначное. Конкретного определения, кого можно назвать транзитным туристом, нет. У некоторых Петербург на их маршруте является точкой въезда при коллаборации с другими регионами.
"Пару лет назад при открытых границах туроператоры продавали пакеты, предполагающие, что люди останавливаются в Петербурге на две ночи, а затем летят в Италию. Это давало городу поток гостей, которые тратили здесь деньги. Для бюджета важно удлинять время остановки таких людей на несколько дней. Например, для Петербурга участие в проекте “Серебряное ожерелье” во многом важно потому, что город является точкой входа в макрорегион. Многие приезжают в Карелию, но заезжают в Петербург и остаются здесь на день–два", — говорит он.
В ряде случаев транзитный поток оказывается схож с круизными пассажирами. Есть даже компании, занимающиеся обслуживанием исключительно этого сегмента. Нередко схема работы построена таким образом, что людей забирают у вокзалов или аэропорта, оказывают им экскурсионное обслуживание, а затем привозят обратно. С точки зрения бизнеса это весьма прибыльно, особенно учитывая, что реклама таких туров распространяется только в интернете, — это позволяет экономить на продвижении в других каналах.
"Для города это сложная тема. Такие туристы оставляют мало денег, часто не ночуют, а иногда и питаются непосредственно на круизном лайнере. Для регионов их прибытие увеличивает только статистику турпотока, но не является финансово интересным", — отмечает Михаил Ушаков.