Петербургские предприятия резко повысили расходы на управление

Автор фото: Коньков Сергей

Коммерческие и управленческие расходы петербургских предприятий за 9 месяцев 2022 года выросли на 125,3 млрд рублей.

Всего крупные и средние предприятия России за 9 месяцев 2022 года увеличили свои коммерческие и управленческие расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом, на 2,1 трлн рублей, до рекордных 18,9 трлн рублей, подсчитала аналитическая служба аудиторско–консалтинговой сети FinExpertiza. Средние затраты в пересчёте на одно предприятие выросли на 9,7%, составив 328,5 млн рублей в среднем по стране и 771,1 млн рублей — в Петербурге. Речь идёт в основном о расходах на отгрузку и реализацию товара (маркетинг, транспортировка, аренда складских помещений и т. д.), а также о содержании административных помещений, покупке офисного оборудования, зарплатах административно–управленческого персонала и т. д.
Петербург занял в рейтинге роста затрат 3–е место. Лидером стала Москва, где бизнес нарастил расходы на 609,9 млрд рублей. Далее с большим отрывом следует Подмосковье (+152,2 млрд рублей). Суммарно на Московскую агломерацию пришлось около 37% общероссийского прироста расходов бизнеса.
Как отмечает академический руководитель образовательной программы "Международный бизнес и менеджмент" НИУ ВШЭ Санкт–Петербург Александр Кайсаров, основная причина роста затрат связана с перестройкой бизнес–процессов (логистика, появление новых поставщиков, поиск новых каналов сбыта).
В большей мере это коснулось добывающей промышленности, которая сильнее всего пострадала от санкций.
"Рост таких затрат — это цена адаптации к новым реалиям. В дальнейшем рост или сокращение коммерческих и управленческих расходов будет коррелировать с экономической ситуацией. Рост расходов является косвенным показателем того, что менеджмент довольно уверенно смотрит в будущее. В ситуации, когда компании живут с ощущением кризиса, они оптимизируют расходы. Обратная тенденция говорит о более позитивных настроениях", — прокомментировал он.
При этом у малых предприятий, не встроенных в цепочку с участием крупных игроков, по мнению эксперта, нет явных причин для роста таких расходов. Например, стоимость аренды в связи с освобождением значительного количества коммерческих площадей, наоборот, снижается.