Табачная продукция в России подорожает дважды за год

Автор фото: ТАСС

Федерация с 1 марта внепланово повышает акцизы на табачную продукцию, что отразится на её конечной стоимости.

Законопроект о повышении акциза на сигареты, папиросы и жидкость для электронных систем доставки никотина поступил в Госдуму ещё в феврале 2022 года. На минувшей неделе он был принят сразу во втором и третьем чтениях и предусматривает изменение ставок уже с 1 марта 2023 года. При этом акцизы, согласно другому закону о внесении изменений в Налоговый кодекс от июля 2022 года, уже были повышены с 1 января.
По нему, например, с начала 2023 года производителям табака увеличили акцизы сразу на 8%, до 2552 рублей за 1000 сигарет (папирос), плюс 16% расчётной стоимости исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3467 рублей за 1000 штук. С 1 января 2024 года акциз должен был снова вырасти на 4%, с 2025–го — ещё на 4%.
Теперь законодатель повышает акцизы на 2%, но уже с 1 марта. То есть в сумме за 2 месяца повышение составит 6% (размер акциза устанавливается в зависимости от вида табачной продукции). И в дальнейшем ежегодно предусматривается традиционное 4%–ное повышение по 2025 год включительно. Изначально законопроект предполагал введение ставки акциза на электронные средства (вейпы) и жидкость для электронных систем доставки никотина, ко второму чтению в него были внесены поправки в виде повышения сборов для всех видов табачной продукции.
Табачный акциз поступает только в федеральный бюджет. По данным налоговой службы, за 10 месяцев 2022 года в казну РФ производителями было перечислено 544 млрд рублей (за аналогичный период 2021 года — 564 млрд). Из них 304 млрд, или 56%, выплатили петербургские производители, в основном это ООО "Петро" (принадлежит концерну Japan Tobacco International) и АО "БАТ–СПб" (British American Tobacco). На долю табачных производителей Ленобласти (а он один — АО "Филип Моррис Ижора") приходится ещё 25%, или 135 млрд рублей. Совокупно два региона формируют более 80% всех акцизных табачных сборов в стране.
Полгода назад на полях ПМЭФ Александр Жуков, первый заместитель председателя Госдумы, не исключал возможности перераспределения акциза в региональные бюджеты начиная уже с 2023 года. Речь шла о выделении примерно 15% от общего объёма. По его логике, это могло увеличить заинтересованность чиновников на местах в собираемости акцизов и борьбе с контрафактом. Однако идея развитие так и не получила.
Увеличение налоговой нагрузки в виде повышения акцизов может привести к сокращению прибыли табачных производителей. И это уже отразится на наполнении бюджетов субъектов Федерации налогом на прибыль (из ставки 20% региональная часть составляет 18%). Так, петербургские фабрики "Петро" и "БАТ–СПб" по итогам 2021 года отразили чистую прибыль 7,5 млрд и 1,7 млрд рублей соответственно. "Филип Моррис Ижора" — 35 млрд рублей.
Вместе с тем по мере роста розничных цен на табачную продукцию государство сталкивается с увеличением контрафакта, что уже ведёт к потере доходов бюджета. Так, по оценке Ирины Бушиной, директора Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции при Минпромторге России, к сентябрю 2022 года доля контрафакта в стране составила 12,1% против 11,5% годом ранее.
Заметно выросла и доля ввоза нелегальных сигарет из стран ЕАЭС — с 6,6% в 2021–м до 7,5% в 2022 году. Сумма недополученных доходов от нелегального оборота табачной продукции превышает 70 млрд рублей. Внеочередное повышение акцизов на табачную продукцию с 1 марта расчётно может увеличить поступления в бюджет РФ на 100 млрд.