Подлинной духовной скрепой многонационального народа России остаётся оптимизм. Об этом свидетельствуют результаты очередного опроса ВЦИОМ, тема которого обозначена как "Потребительские стратегии россиян".
22% опрошенных считают, что сейчас самое подходящее время для крупных покупок. 10% считают, что и кредит сейчас не помешает. Это больше, чем в феврале (8%) и марте (5%) нынешнего года, и даже больше, чем в ноябре прошлого (8%). 24% смело строят планы на несколько лет вперёд (в 2012 году таковых было всего 12%). Не рискуют что–то планировать из–за нестабильной ситуации в стране 20%. И это меньше, чем в том же 2012–м — тогда нестабильность ощущали 22%. Разве что в отношении к банкам царит настороженность. Только 34% готовы сейчас открыть депозит (в 2021–м было 35%, а в 2020–м — 33%). А 35% предпочли бы забрать наличность (в 2021–м — 41%, в 2020–м — 46%).
Стоит отдать должное социологам, сами они оценивают полученные результаты вполне трезво. "…Глубинные процессы в экономике не сразу проецируются на общественное мнение и установки в поведении. Есть разрыв между реальными экономическими процессами, которые наблюдают эксперты, и тем, что ощущает и подмечает вокруг себя среднестатистический потребитель", — комментирует проведённый опрос директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин.
И он, разумеется, совершенно прав. К тому же всем ясно, что, даже когда "глубинные процессы" доберутся до "глубинного народа", очень быстро найдутся специально обученные люди, которые объяснят, что ничего страшного не происходит и поводов для беспокойства по–прежнему нет.