На ту же лопату: зима обострила старые проблемы Петербурга

Первый мощный снегопад зимы, о котором синоптики предупреждали чуть ли не за неделю, снова оказался для города неожиданным. Государственные службы и городской бизнес приспосабливались к буйству стихии и боролись с её последствиями кто во что горазд.

В понедельник даже у самых яростных критиков городских властей находились силы признать, что в одночасье, да ещё и при штормовом ветре, убрать обрушившиеся на Петербург тонны снега невозможно. Но метель утихла, небо прояснилось, и 13 декабря наступило время для искренних, хотя и традиционных, претензий, с одной стороны, и оптимистичных, но не слишком убедительных отчётов об успешно проделанной работе — с другой.

Снег идёт, деньги тают

Комитет по благоустройству Санкт–Петербурга ограничился довольно стандартным пресс–релизом о ходе уборки. В котором, впрочем, неожиданно нашлось место и для лирических нот: "Дорожные предприятия работают в усиленном режиме. Предусматривается смена водительского состава в скользящем графике, то есть в разное время, таким образом, чтобы часть машин постоянно оставалась на линии, возвращаясь в колонну только для заправки. Сегодня эстафету от уставших за ночь коллег приняли 982 работника ручного труда. Они упорно разгребают сугробы, убирают зоны вокруг остановок, прокапывают дорожки для тех, кто утром спешит на работу. 1017 единиц техники чистят магистрали, грузят и увозят валы снега с улиц нашего красивого зимнего города".
Тем временем во дворах и междомовых проходах свою битву со снегом вели представители управляющих компаний и жилкомсервисов. "На Васильевском острове мы пока довольно успешно справляемся с последствиями снегопада. Обычный нормативный штат не предполагает работу в режиме аномальных погодных явлений. Сотрудникам приходится работать внеурочно, ночью. Трактористы работают в две смены, дворники выходят в 6 утра, едва выспавшись. Им необходимы дополнительные выплаты, которые заранее не предусматриваются", — рассказал "ДП" Денис Хрусталёв, генеральный директор ООО "Управляющая компания “Мир”".
При этом он обращает внимание на то, что в городе не существует системы, при которой в случае аномального снегопада УК получали бы дополнительное финансирование для реакции на форс–мажор. Приходится перераспределять ресурсы в рамках существующих штатных тарифов.
"Мы не располагаем собственной большой техникой — она заказывается. Это формирует дополнительные расходы, но они заложены в наш бюджет. Другое дело, что деньги, которые тратятся на уборку, можно было бы направить на замену труб, установку новых лампочек, камер наблюдения и т. д., но в силу ограниченности средств мы распределяем их на задачи с большим приоритетом срочности", — делится опытом Павел Кондор, генеральный директор ООО "УК Жилкомсервис СПб".
Гульнара Борисова, президент Санкт–Петербургской ассоциации собственников жилья и их объединений, убеждена, что вся система уборки в городе работает неэффективно. И проблема не в том, сколько денег выделяется, а в том, куда (или кому) они распределяются и по назначению ли используются. Особых перемен к лучшему она не ждёт и от стартующей в январе "снежной реформы".
"Жилищным агентствам перейдёт уборка внутриквартальных территорий и дворов, а магистральные улицы, тротуары всё равно остаются за комитетом по благоустройству. Поэтому не стоит ждать какой–то манны небесной с 1 января. Этот процесс нужно наладить, отрегулировать, а по тому, как он регулируется сейчас, понятно, что ничего не изменится. Ведь и сейчас же дворы должны убирать, как и раньше. Деньги на это выделяются, но никто этого не делает. Где–то эпизодично для фотокамер показывают и всё — а массово никто ничего не чистит", — утверждает она.

Тише едешь — дороже будет

Пока городские службы разбирались со снегом, бизнес пытался срочно приспособиться к экстремальным условиям. Особенно сильно это коснулось сервисов доставки и служб такси.
"Поездка, которая в утренний час пик занимала 30 минут, могла длиться час!" — восклицают в "Такси 068".
СЕО сети "Важная рыба" Вера Прадченко рассказала, что вечером 12 декабря у компании было больше заказов, чем в обычный понедельник. Петербуржцы предпочли не выходить из дома за продуктами. "Пришлось вызывать дополнительный персонал: увеличивать количество курьеров и поваров на кухне. У нас есть правило, что курьеры берут не больше двух заказов в одни руки, чтобы доставлять еду быстрее. Но вчера выдавали им по четыре", — поделилась она. В среднем, по её словам, доставка у сети занимает 53 минуты, в понедельник время было увеличено на 20 минут.
В сервисе "Яндекс.Еда" рассказали о заранее предусмотренных алгоритмах, позволяющих справиться с повышенным спросом и сложной погодной обстановкой: "Первый — это когда к цене доставки временно добавляется дополнительная сумма. Эту надбавку получают курьеры. Второй — когда сужается радиус доставки из ресторана. То есть из некоторых более отдалённых ресторанов временно можно оформить только предзаказ, а из тех, которые рядом с клиентом, можно заказывать как обычно. Курьеры ходят на более короткие дистанции и, соответственно, могут выполнить больше заказов в рамках одного района". Напомним, в августе "Яндекс" объявил о покупке у VK главного конкурента своей доставки — Delivery Club и переводе обоих сервисов на единую технологическую платформу.
Сказалась снежная погода и на ретейлерах, осуществляющих доставку продуктов. "В непогоду ситуация на дорогах ухудшается, растёт трафик и загрузка курьеров, что может повлиять на скорость доставки. В моменты пиковой загрузки сервиса мы честно рассказываем нашим покупателям о повышенном спросе и предупреждаем, что можем опоздать", — рассказали во "ВкусВилл".
В пресс–службе такси "Максим" корреспонденту "ДП" сообщили, что вечером 12 декабря ожидание в сервисе увеличилось в среднем на 15–20 минут. Цена поездки выросла на 15–30%.
"Себестоимость оказания услуги увеличилась, но динамическая система ценообразования не допустила снижения доходов водителей. В целом аномальные погодные условия формируют высокий спрос на поездки по несколько раз в год, сервис готов к таким нагрузкам", — рассказали там.
Сейчас практически на всём рынке такси действует динамическое ценообразование и к повышенному спросу в непогоду (дождь, метель) компании готовы.
"Мы запускаем дополнительные активности для привлечения партнёров, чтобы удовлетворить потребности рынка. Развиваем собственную лизинговую компанию “Ситипарк”, которая имеет прямые договорённости с производителями и импортёрами, чтобы предоставлять партнёрам (физическим лицам, паркам) автомобили в лизинг, что позволяет увеличить количество водителей на линии", — отмечает Екатерина Зубенина, PR–директор People&People ("Ситимобил", "Грузовичкоф", "Таксовичкоф").

На общих основаниях

Для общественного транспорта понедельник также выдался непростым днём. Были и сходы трамваев с путей, и обрывы контактной сети, и заносы, и пробки, и прочие трудности.
Снегопад бросает вызов всем участникам дорожного движения, и автобусы с троллейбусами и трамваями — не в числе привилегированных. Быть может, даже наоборот. Условия для всех были равны: специально для общественного транспорта никто не расчищал проезжую часть. А из–за своих габаритов крупному транспорту сложнее пробраться через сугробы, чем простым автомобилям.
В течение всего дня 12 декабря из–за метеоусловий и сопутствующих дорожно–транспортных происшествий менялись трассы маршрутов. Непросто было во всех районах.
Наиболее заметна в понедельник была колонна из автобусов на Репнинской улице из–за аварии на пересечении с Брюсовской улицей (ж.–д. станция Пискарёвка). Стояли трамваи на Дальневосточном и у Володарского моста.
Самая трогательная ситуация, пожалуй, произошла на улице Челюскина, где, кажется, весь вечер из снежного завала пытались вытолкать лазурный автобус № 220.
На помощь пришли пассажиры, которые сперва пробовали раскачать и подтолкнуть автобус сзади, а потом начали его откапывать. Присоединился даже ребёнок с лопаткой. В ночи ГКУ "Организатор перевозок", подведомственное комитету по транспорту, сообщило, что маршрут автобусов № 220 укорочен до улицы Челюскина.
"Все автобусы, троллейбусы и трамваи в понедельник и вторник вышли на маршруты в полном соответствии со своими графиками работы. К сожалению, из–за сложных дорожных условий: большого числа ДТП на улицах, а также максимальных пробок — расписание движения не соблюдалось. Вместе с тем ни одно транспортное средство не покинуло маршруты раньше времени: все водители работали положенную смену. По предварительным подсчётам, вчера было выполнено почти 80% суточной транспортной работы", — прокомментировали "ДП" в "Организаторе перевозок".
Там также отметили, что Центр управления транспортом круглосуточно отслеживает движение всего наземного транспорта и оперативно решает вопросы по изменению маршрутов следования в случае возникновения любых непреодолимых препятствий на дороге. Одна из задач диспетчера — передавать заявки на возникающие дорожные ситуации в соответствующие службы города.
В некоторых районах УК более–менее справлялись, в некоторых — даже не приступали к уборке. Это связано с нехваткой техники и рабочей силы. Управляющие организации (особенно ООО и жилкомсервисы) получили серьёзную нагрузку, справиться с которой тяжело. В их управлении несколько сотен многоквартирных домов, имеющейся техники не хватает. В идеале её количество должно быть в несколько раз больше. Что касается уборки трасс и магистралей, то там местами дела обстояли лучше, хотя на отдельных участках образовались десятибалльные пробки. Во вторник днём осадков уже было меньше, а большое количество тротуаров оставались неочищенными и необработанными реагентом. Мы уже многократно убеждались, что в пиковые моменты городу не хватает сил на уборку. Когда нам заявляют, что ночью работало порядка 900 единиц снегоуборочной техники, нужно разделить это на 18 районов. Получится порядка 50 единиц на район, что очень мало. С нашей придворовой территории, например, во вторник утром вывезли около четырёх грузовиков снега. А в управлении моей компании порядка 500 домов. Я понимаю, что в дни такой высокой загрузки с ней не справиться. Вчера у нас жители сами взяли лопаты и начали убирать снег с территории. Ночью чистить снег тоже не очень удобно. Автомобилисты часто паркуют машины во дворах. Кроме того, уборка в ночное время вызывает недовольство граждан.
Алла Бредец
руководитель НП "ЖКХ Контроль"
В ближайшие дни погода в Петербурге не будет преподносить новых аномалий. Снегопады ожидаются, но обильных осадков до конца недели не будет. Температура воздуха будет держаться на отметках минус 4–6 градусов ночью, минус 4 днём. До минус 10 градусов температура воздуха может опуститься ночью в пятницу. Выпавшее в понедельник количество осадков (15,7 мм) стало новым рекордом для центральной метеостанции города за 12 декабря. Был перекрыт максимум, отмеченный 12 декабря 2010 года (9,3 мм).
Александр Колесов
начальник Гидрометцентра ФГБУ "Северо–Западное УГМС"
Снега выпало выше нормы, и при всём желании коммунальщики навряд ли бы справились с таким объёмом. У Таллина и Риги проблемы оказались точно такими же. Разве что за счёт более низкого уровня автомобилизации они смогли минимизировать последствия. В такие дни тяжелее всего шинному транспорту. Вероятность застрять или слететь с трассы у автобуса или троллейбуса высока. Верный союзник пассажиров — рельсовый транспорт. Трамваи, электрички и, конечно же, метро. Но уборка улиц вдоль трамвайных линий должна быть на высоте. Ибо образуется пробка на перекрёстках из–за неубранного снега, трамваи в итоге встают. А это никуда не годится.
Владислав Булгаков
главный редактор портала "Транспорт СПб"