Без белых халатов: новые технологии поменяют рынок водительских медосмотров

Автор фото: Агентство "Москва"

Внедрение телемедицины и систем дистанционного мониторинга может совершить переворот на рынке профилактических медосмотров водителей коммерческого транспорта.

Долгое время рынок профосмотров для водителей оставался вотчиной медицинских компаний. Однако после принятия ряда инициатив, разрешающих проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей с применением телемедицинских технологий, в сегмент пришли новые игроки — инвесторы из IT и телеком–технологий.

Доходное дело

По подсчётам "ДП", в Петербурге услуги предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей оказывают 176 частных клиник. Теоретически этот рынок мог бы и дальше расти, поскольку спрос на подобные услуги стабильно высок. Как рассказал Пётр Бурмистров, главный врач компании "Согаз Профмедицина", его формируют не только специализированные транспортные компании, но и предприятия, имеющие в штате структурные транспортные подразделения.
Сегмент не только относится к разряду доходных, но и является одним из самых стабильных в медицине. В отличие от других направлений даже в локдаун его деятельность не была парализована. Действующее законодательство обязывает водителей посещать медкабинет как в начале, так и в конце рабочего дня. "От этого зависит безопасность всех участников дорожного движения, а также сохранение репутации компании, — поясняет Кирилл Булатников, руководитель службы безопасности дорожного движения пассажирской компании “БизнесБас”. — Помимо предрейсовых необходимо проводить и послерейсовые осмотры, наблюдая самочувствие водителей в динамике в течение дня. Такой подход помогает выявлять негативные изменения состояния здоровья, которые являются ограничениями или противопоказаниями к вождению транспортного средства. Так мы своевременно направляем персонал на необходимое обследование и лечение, предупреждаем критические ситуации на дороге. К тому же нарушение федеральных законов грозит компаниям штрафами и отзывом лицензии на предоставление транспортных услуг".
По мнению экспертов, в ближайшем будущем рост рынка скорее будет обеспечен за счёт компаний, внедряющих телемедицинские услуги. За последние несколько лет законодатели предложили не одну инициативу, предлагающую дистанционные осмотры водителей. Одной из последних является законопроект Минздрава РФ, разрешающий дистанционно проверять давление, пульс, температуру и содержание алкоголя в выдохе у водителей такси, автобусов и грузовиков.

Не дать заснуть

Сейчас формально никакого запрета на телемедицинские осмотры не существует, так что транспортные компании активно этим пользуются. "Сегодня автопарки применяют целый комплекс мер, которые позволяют следить за здоровьем и состоянием водителей, — рассказывает Станислав Шмелев, директор по связям с органами власти IT–компании КСОР (“Антисон”). — Многие автопарки в дополнение к медицинским осмотрам используют системы мониторинга состояния — это устройства, которые отслеживают поведение водителя и сообщают ему об опасных ситуациях".
В Москве уже с 2019 года на общественном транспорте работает система "Антисон", которая с помощью технологий компьютерного зрения и искусственного интеллекта распознаёт признаки засыпания, отвлечения внимания, предупреждает водителя и таким образом предотвращает аварии. Благодаря внедрению этой системы количество ДТП с участием городского пассажирского транспорта в столице по итогам 2020 года снизилось на 26%, а в 2021 году — ещё на 7,5%. По мнению экспертов, подобная система рано или поздно появится и в Петербурге.
По словам Станислава Шмелёва, в настоящий момент системы мониторинга состояния водителей используют не только на общественном транспорте. Такое оборудование успешно работает в автопарках промышленных компаний, на предприятиях, применяющих спецтехнику и другие транспортные средства.
"В перспективе нескольких лет подобные системы могут стать обязательными для автобусов, такси и грузового транспорта максимальной массой до 3,5 тонны, согласно проекту поправок в закон “О безопасности дорожного движения”. По подсчётам экспертов, системы мониторинга состояния водителей помогут сократить ущерб от ДТП на 350–530 млрд рублей в год", — рассказывает эксперт.

Незаменимые есть

Тем не менее специалисты сходятся во мнении, что полностью отказываться от услуг профессиональной медицины транспортники не станут. "Развитие рынка, безусловно, будет связано с распространением дистанционных технологий. Но врач всё равно остаётся ключевым элементом в системе оказания медицинской помощи пациентам, в том числе в рамках проведения предрейсовых и других медосмотров", — убеждён Пётр Бурмистров.
Кирилл Булатников также считает, что удалённые предрейсовый и послерейсовый медосмотры не являются полноценной альтернативой очной встрече с врачом. "В данный момент сравнивать эти два способа проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров просто невозможно. Осмотр, производимый медицинским работником, намного качественнее и профессиональнее. В частности, удалённому медику недоступен качественный визуальный осмотр. С помощью небольшого монитора он не сможет определить, например, обострение остеохондроза или защемление поясничного нерва", — поясняет Кирилл Булатников.
Кроме того, по словам Петра Бурмистрова, помимо предрейсовых и послерейсовых существуют полноценные медицинские осмотры, которые, согласно приказу Минздрава РФ от 28.01.2021 № 29н, должны осуществляться один раз в год для установления возможности допуска человека к управлению транспортным средством. "Такой осмотр включает в себя комплекс полноценных медицинских обследований, проводимый в целях раннего выявления заболеваний и факторов риска их развития. По результатам обязательного медицинского обследования медицинскими организациями выдаётся заключение о наличии или отсутствии у водителей транспортных средств противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортом", — разъясняет Кирилл Булатников.
Именно этот сегмент рынка в любом случае останется в безраздельном пользовании коммерческих клиник. А он, по мнению экспертов, по–прежнему достаточно существенный: по данным ГУ МВД России по Санкт–Петербургу и Ленобласти, в 2022 году в Петербурге было зарегистрировано более 2 млн транспортных средств. Из них 236 тыс. — грузовые автомобили.