Toyota отправляет завод в Петербурге на консервацию

Автор фото: Беликов Валентин
Производство автомобилей Тойота на заводе в Шушарах.
Автомобильный концерн Toyota прекращает производство машин на заводе в Шушарах, утверждают представители авторетейла. Минпромторг РФ подтверждает закрытие завода в Петербурге.
Как сообщили в пресс-службе, компания сохранит послепродажное обслуживание автомобилей Toyota и Lexus, а также поддержку дилерской сети.
"Компания "Тойота Мотор" закрывает сборочную площадку в городе Санкт-Петербурге. При этом она обеспечит выполнение всех социальных обязательств перед коллективом, а также значительные дополнительные компенсационные выплаты", — заявили в Минпромторге.
Toyota позже днём 23 сентября официально объявила о прекращении производства в России.
"По прошествии шести месяцев мы не смогли выработать подход, который позволил бы нам вернуться к полноценной деятельности, и не видим возможности для возобновления производства в ближайшем будущем", — следует из заявления.
Представители Toyota в своем релизе подчеркнули, что московский офис будет "оптимизирован и реструктурирован с фокусом на поддержку дилерской сети для продолжения обслуживания клиентов Toyota и Lexus в России".
В Смольном сообщили, что совместно с компанией город окажет всю необходимую поддержку сотрудникам завода по их дальнейшему трудоустройству.
"Всем работникам, покидающим компанию, ООО "ТОЙОТА МОТОР" предоставит повышенные выплаты, будет оказано содействие в переобучении и поддержка в дальнейшем устройстве на работу. Промышленный сектор города остро нуждается в высококвалифицированных специалистах и Правительство города также окажет всю необходимую помощь в поиске работы для сотрудников компании", — указали в КППИиТ.
Toyota прекращает производство автомобилей на своем российском заводе в Петербурге из-за проблем с поставкой комплектующих, которые не удалось решить за время вынужденного простоя, пишет "Ъ-СПб" со ссылкой на источники в авторетейле.
По словам источника в Смольном, власти Петербурга совместно с компанией обсудят продажу актива, но не возобновление выпуска машин. Кроме того, это решение не затрагивает работу дилерской сети Toyota, владельцам Toyota и Lexus не грозит остаться без обслуживания по гарантии. Закроют и московский офис, говорят собеседники агентства. Всем сотрудникам, по их словам, предложат повышенные выплаты, они " будут начинаться от 12 окладов".
"ДП" направил запрос в российское представительство Toyota.
"Есть ощущение, что это, на данный момент, скорее консервация предприятия. Продавать завод из-за того, что нет поставки комплектующих, кажется странной идеей. Кроме того, нужно помнить, что уход с рынка касается не только самого предприятия — если говорить о производственной части бизнеса. Кроме завода, у Toyota здесь расположено много поставщиков, те же "Тойота Бошоку". В случае ухода автобренда это означало бы и их закрытие. И потерю рынка в России и ближайших к ней странах. Ранее по аналогичному пути — консервации — пошёл General Motors, который законсервировал российское производство в 2015 году. Впоследствии, правда, оно было продано, но до закрытия сделки потребовалось 5 лет", — прокомментировал новость автоэксперт Денис Гаврилов.
Предприятие в Петербурге, где выпускаются RAV4 и Camry, приостановило работу с 4 марта. Спустя неделю, 10 марта, в Toyota заявили, что автомобильный концерн не планирует уходить из России, все официальные дилерские центры Toyota и Lexus работают в штатном режиме.
В июне губернатор Александр Беглов заверил, что автомобильные заводы Nissan, Hyundai и Toyota в Петербурге планируют возобновить работу.
Для этого, пояснял градоначальник, потребуется восстановить логистические цепочки, из-за которых производства простаивают. Глава города отметил, что Смольный следит за ситуацией и контактирует с руководством предприятий, однако сроки запуска производств не озвучил.
В сентябре стало известно, что недособранные на петербургском предприятии автомобили ранее отправили на разбор, чтобы пополнить запасы автодилеров, чтобы не могли выполнять работы по гарантии, писала "Российская газета" со ссылкой на сотрудника дилерского центра.
Завод Toyota стал первым из автозаводов в Петербурге, а сейчас там также расположены площадки Nissan и Hyundai, выпуск на которых приостановлен.
Автозавод Toyota в Петербурге открыли в 2007 году в присутствии президента России Владимира Путина. В 2018 году завод начал выпуск автомобиля Toyota Camry нового поколения, в сентябре 2019-го — кроссовера RAV4 нового поколения.
Предприятие не имеет отдельного юридического лица и действует как филиал московского ООО "Тойота Мотор", которое также занимается дистрибуцией автомобилей в России. Выручка российского представительства японского автоконцерна в 2021–м выросла на 26%, до 332 млрд рублей, чистая прибыль — на 110%, до 22,3 млрд. По данным АЕБ, в январе-августе 2022 года продажи Toyota и Lexus составили 20,9 тыс. машин. Toyota с 2013 по 2015 год также производила в РФ на мощностях завода "Соллерс" во Владивостоке Land Cruiser Prado.