Осознанное потребление вовсе не чуждо россиянам. Однако в основе его лежит совершенно иная мотивация, нежели у европейцев. Такие выводы напрашиваются, исходя из результатов очередного опроса ВЦИОМ.
Поношенную одежду и обувь большинство респондентов предпочитает не выбрасывать (хотя это всё равно один из самых популярных вариантов ответа), а отдавать родственникам, знакомым, в благотворительные организации или по крайней мере отправлять на дачу с вечной присказкой "авось пригодится". Предприимчивых людей, которые дают вещам вторую жизнь (превращая презрительное "обноски" в респектабельное "винтаж") или продают их (онлайн или офлайн), заметно меньше. А уж тех, кто отдаёт их на переработку, и вовсе набралось лишь 6%.
С мебелью и бытовой техникой картина похожая, хотя переработкой пользуются чуть больше — 10%. Видимо, штрафы за негабаритный мусор всё–таки работают. Тех, кто вещи, мебель и технику предпочитает не выбрасывать и не свозить на дачу, социологи дополнительно спрашивали, почему они так поступают. Самый популярный ответ: это может кому–то пригодиться, многие нуждаются (45%). Далее следуют 17% с ответом "вещи ещё хорошие, могут пригодиться в хозяйстве" (по сути то же самое). И лишь на третьем месте расположились 13% заботящихся об экологии. Большинство остальных вариантов так или иначе опять связаны с экономией, неприязнью к самой идее выбрасывать что–то, не выработавшее свой ресурс до конца, и т. д.
Оно и понятно. Европейцы и американцы могут себе позволить нырять в экологическую повестку с головой, так как давно натешились сверхпотреблением. Для россиян же бережливость — вопрос выживания. Ну а тем, кто всё–таки решит сдать вещи на утилизацию по всем правилам, специальный пункт придётся ещё хорошенько поискать.