На заседании президиума Госсовета 21 июня развернулась дискуссия, быть или не быть досрочному раскрытию эскроу-счетов застройщиков. Владимир Путин оказался в роли третейского судьи.
С середины 2019 года в стране действует новый механизм участия в долевом строительстве. Девелоперы уже не привлекают средства покупателей напрямую. Деньги попадают на эскроу-счёт застройщика в банке и становятся для него доступны только после ввода дома в эксплуатацию. Но в последние месяцы девелоперы и их лоббисты во власти всё активнее стали говорить, что эскроу-счета можно было бы раскрывать заранее и поэтапно, по мере увеличения степени готовности дома. И даже предлагали обязать банки начислять проценты на остатки по эскроу. Минфин и ЦБ по традиции призывали не спешить. Рано или поздно решение надо было принимать. И вот свершилось.
Марат Хуснуллин говорил вчера о досрочном раскрытии эскроу почти как о решённом вопросе. "С учётом накопленного опыта считаю, что совместно с Банком России нам необходимо отработать механизмы и условия, когда можно найти возможность частичного раскрытия", — сказал вице-премьер. И предложил размораживать счета после заключения органов Госстройнадзора, а не со дня выдачи разрешения на ввод. На этом, по словам Марата Хуснуллина, строители сэкономят порядка 2 месяцев.
"Марат Шакирзянович предложил изменить механизм раскрытия эскроу-счетов, — вступила чуть позже в дебаты Эльвира Набиуллина. — Мы не можем это поддержать". Она подчеркнула, что "это всё-таки средства граждан, а не застройщиков".
Владимиру Путину деваться было некуда. Пришлось определяться. "В этом был весь смысл реформы, которую мы делали в этой области, — напомнил президент. — Она направлена на то, чтобы обеспечить людей и не позволить никому злоупотреблять их ресурсами, финансовыми средствами. Поэтому я предлагаю прислушаться к тому, что было сказано председателем Центрального банка".
От итогов президиума Госсовета строительный бизнес, наверное, не в восторге. Но эта отрасль — одна из немногих, кто не просто не проиграл, но и извлёк дивиденды от вызванного пандемией кризиса. Ведь цены на новостройки в Петербурге за 3 года выросли почти вдвое.
Российское законодательство в последние месяцы претерпело столько шоковых перемен, что хотя бы в мелочах лучше оставить его в покое.