Досрочный расчёт: у перевозчиков нет денег на льготный выкуп техники

Компаниям хотят разрешить льготный выкуп техники у лизингодателя. Мера неплохая, понять бы ещё, где взять деньги.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект Минэкономразвития о досрочном выкупе у лизингодателя имущества в случае повышения платежей. Выкупить технику можно как полностью, так и частично. Предполагается, что мера будет действовать до конца 2022 года.
"Дело в том, что многие компании столкнулись с ростом платежей по лизингу оборудования, это связано с тем, что уровень процентных ставок в экономике увеличился. Соответственно, банки переложили это на лизинговые компании, лизинговые компании предъявили счета бизнесу. Теперь у бизнеса появится право досрочно выкупить машины или оборудование. В первую очередь это касается автотранспорта: такси, каршеринг, автобусные перевозки. Но это касается и оборудования, которое есть в лизинге у фермеров. Они теперь могут прийти в лизинговую компанию и за комиссию не более 1% от выкупной стоимости его выкупить. Для них это гораздо выгоднее, чем вносить повышенные платежи", — комментировал законопроект министр экономического развития Максим Решетников.
По его словам, после повышения ключевой ставки для компаний такси, грузоперевозчиков, каршеринга расходы на уплату лизинговых платежей выросли от 8 до 39%. Ежедневно в Минэкономразвития поступает 5–10 сообщений от лизингополучателей с жалобами на высокие ставки, в основном представителей малого и среднего предпринимательства.
Законопроект позволит компаниям обратиться к лизингодателям с требованием досрочно передать в собственность предмет лизинга или его часть и не платить при этом неустойку при соблюдении двух условий. Первое — договор должен быть заключён до 1 марта, второе — плата по нему увеличилась с 1 марта или будет увеличена до 31 декабря 2022 года.
Как говорят "ДП" участники рынка, досрочный выкуп продиктован повышением ключевой ставки (в марте она поднялась с 9,5 до 20%, в апреле снизилась сперва до 17%, затем до 14%), и это, безусловно, приведёт к сокращению лизингового портфеля по итогам года. На 1 января 2022 года его объём, по данным Минэкономразвития, составлял 6,5 трлн рублей. Рост к предыдущему году составил 25%.

Москва страдает

Можно предположить, что мера поддержки в первую очередь направлена на предприятия, связанные с такси и каршерингом. Как заявляют в Минэкономразвития, в крупных городах, таких как Москва, Санкт–Петербург и Казань, большая часть автопарка такси и каршеринга находится в лизинге. Досрочный выкуп позволит сдерживать рост цен краткосрочной аренды и поездок на такси. Только в столице мера сохранит до 30 тыс. рабочих мест, говорят в ведомстве.
Как писали "Ведомости", о том, что таксомоторные компании и операторы каршеринга испытывают трудности из–за роста лизинговых платежей, стоимости запчастей и ограниченной доступности машин, главе правительства РФ Михаилу Мишустину в письме сообщал мэр Москвы Сергей Собянин. Он просил Мишустина снять ограничения частичного досрочного выкупа автомобилей по лизинговым контрактам без дополнительных комиссий. При этом стоит понимать, что досрочный выкуп был предусмотрен лизинговыми договорами и ранее, но на менее привлекательных условиях.

Интересно, но денег нет

"Мы считаем инициативу интересной и полезной для отрасли и рассматриваем такую возможность, но пока в ближайших планах этого нет", — прокомментировали "ДП" в компании "Таксовичкоф".
В лизинг технику берут и автобусные перевозчики. Так, например, в рамках транспортной реформы Петербурга четыре компании суммарно купили порядка 2800 новых газовых автобусов. Как ранее писал "ДП", крупные петербургские перевозчики "Питеравто" и "Третий парк" заключали договоры на технику с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК), перевозчик "Домтрансавто" — с "ВТБ.Лизинг".
"По нашей модели у нас и так провал серьёзный в несколько миллиардов из–за заложенного в контракте низкого авансирования. То есть дефицит денег есть и так, и предприятия вынуждены будут брать кредиты на пополнение оборотных средств. Откуда тогда ещё брать средства на досрочное погашение лизинга?" — сказал в беседе с "ДП" один из участников рынка пассажирских транспортных перевозок, отметив, что лизинг и был придуман для того, чтобы позволить бизнесу выстроить платежи и растянуть их в потоке.
В компании "Домтрансавто", у которой выросли ставки по лизингу за последние месяцы, считают инициативу Минэкономразвития адекватной. Но немаловажно, на каком этапе находится лизинговый договор.
"Если на исходе, то можно попробовать взять короткий недорогой кредит, что маловероятно, либо использовать оборотные средства, если это посильно. В этом весь вопрос, — говорит представитель компании. — Досрочно можно было и раньше погасить лизинг, но за счёт чего? Сейчас есть варианты от регионов. Например, правительство Санкт–Петербурга обсуждает выплату аванса от годового финансирования по контракту. Это и есть возможность выкупить технику досрочно. Даже часть. Думаю, кто–то из перевозчиков воспользуется этим для погашения лизинга".

Долги отдавай потом

Как ранее писал "ДП", на фоне резкого роста ставок по лизингу на подвижной состав, цен на комплектующие и т. д. транспортные компании обратились в Смольный за поддержкой.
Одной из мер стал проект постановления, предусматривающий изменение размера авансового платежа, выплачиваемого подрядчикам в 2022 и в 2023 годах, порядка его выплаты и зачёта.
"В общей сложности размер авансирования составит до 10% от цены заключённых контрактов. Проект постановления содержит положения, которые помогут поддержать экономическую устойчивость перевозчиков. Предлагаемый механизм авансирования по контрактам позволит направить денежные средства на досрочное погашение кредитов, создать резервы материальных запасов, необходимых для надлежащего исполнения обязательств по контрактам", — комментировали ранее в Комтрансе.
Один из участников рынка полагает, что досрочный выкуп техники по силам крупным компаниям, которые в моменте имеют достаточно для этого средств. Но с понижением ключевой ставки многие приостановили досрочный выкуп, так как он невыгоден.
Президент Союза производителей транспортного оборудования Денис Корчагин уверен, что в сложные времена любой здравомыслящий бизнес будет пытаться минимизировать свои затраты.
"Есть даже негласное правило, если можно так сказать, в тяжёлый период долги нужно отдавать в последнюю очередь, до последнего оставляя деньги в обороте. Деньги должны работать. И в текущий момент деньги на расчётных счетах являются высоколиквидным активом, чего не скажешь о транспортных средствах. Соответственно, экономически невыгодно тратить высоколиквидный актив на актив с худшими показателями. Обратим внимание — лизинг целиком уходит в расходы, которые уменьшают налог на прибыль плюс понижают НДС, а собственное транспортное средство в расходы относит только амортизацию. А для такси или каршеринга, как мне кажется, это вообще странно. На момент окончания лизинга автомобиль уже исчерпал свой ресурс и выкупать его просто незачем. А выкупать раньше — это привязывать себя к активу. Зачем? Это просто невыгодно", — считает Корчагин.
По его мнению, подобные инициативы вызваны только желанием чиновников отчитаться о количестве, в данном случае законопроектов, не думая о качественной составляющей.